В 2022 году православный мир отмечает 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В честь этого события организован крестный ход "От государя к преподобному". 15 июня паломники выйдут из Мытищ, чтобы, пройдя за трое суток 80 километров, оказаться в Троице-Сергиевой Лавре в самый день торжеств.
Крестный ход (к нему можно присоединиться на любом этапе) будет передвигаться по Московской области, частично совпадая с туристическо-паломнической тропой "Дорога в Лавру". Слово частично – очень правильное, потому что расстояние от центра Москвы до Сергиева Посада — 75 км на машине и 70 км по железной дороге, а "тропа" имеет длину 120 километров. Конечно же паломники-туристы идут не по шоссе или железной дороге. Но даже с некоторыми отступлениями сложно увеличить путь практически в два раза. Заинтересовавшись, откуда взялись дополнительные километры, и чтобы понять, зачем современному человеку нужно паломничество, корреспондент "Смотрим" отправился в путь.
На самом деле эта история началась примерно месяц назад. Днем мы гуляли с подругой, и я рассказывала ей о крестных ходах, которыми богомольцы каждое лето ходят по России. И только вернулась домой как раздался сигнал, оповещающий о доставке сообщения. Это была фотография столба с указателем "Дорога в Лавру". Зашла в интернет…
Паломничества к преподобному Сергию начались еще при его жизни, когда слава о старце и великом молитвеннике начала распространяться по всей России. После его прославления и официальной канонизации, поклониться святому ходили монахи и семейные, бедные и богатые.
Хождения эти оказались настолько популярны, что паломничествами не гнушались и цари с царицами. Неизвестно, о чем они молились, какой помощи просили у Радонежского святого, но точно ходили к нему.
Каждый на свой лад. Государь Алексей Михайлович заранее велел построить "на трассе" пять путевых дворцов для его отдыха, а императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II шли долго и кусками: и та и другая проходили пешком, сколько могли (от двух до пяти километров, после чего возвращались в Москву в каретах. Теми же каретами отдохнувших императриц возвращали на "точку", и они продолжали пеший путь.
Сохранились сведения, что перед революцией 1917 года на богомолье ежегодно отправлялось до 300 тысяч человек. Шли пешком – как встарь, несмотря на построенную к тому времени железную дорогу. Справедливо полагая, что, терпя бытовые неудобства и добровольные лишения, человек внимательнее относится к жизни, и понимает, что благодарить надо за самые простые вещи.
После революции хождения практически прекратились, по крайней мере никаких свидетельств о них нет: в то время заявлять о вере в Бога открыто было слишком опасно, да и большая часть старой дороги превратилась в шоссе. Однако и из этой ситуации нашли выход: зайдя в электричку, паломники Москва-Загорск (название Сергиева Посада с 1930 по 1991 год) не садились на лавочку, а с молитвой ходили по составу – по всем вагонам взад и вперед – совершая таким образом краткое паломничество.
Подумав, что в электричке покататься я всегда успею, я решила испробовать пеший путь. Начала царским путем – от Красной площади. Зашла в Иверскую часовню, спросила "Подорожную грамоту" (о ее назначении расскажу позже).
- Да вон там лежат, берите, сколько надо, – скороговоркой и не поднимая головы от мобильника ответила женщина в церковной лавке.
Взяла. Первая печать уже стояла – пора в путь.
Хорошо, что я неплохо ориентируюсь в центре Москвы: идти в заданном направлении не составило труда. Тем не менее было приятно встречать указатели – значит, иду верной дорогой. Значит, заботятся о паломниках.
Несколько раз остановилась, чтобы спросить у людей, знают ли они что-то о паломничестве, все отвечали отрицательно. Девушкам на лавочке показала указатель – они сидели прямо под ним. Мы улыбнулись друг другу: им и в голову не приходило смотреть по сторонам, тем более наверх. Судя по отсутствию интереса в глазах, сомнительно, чтобы они захотели узнать детали после моего ухода.
Идти было нетрудно, потому что дорога была ровной, либо потихоньку спускалась вниз. А по теневой стороне даже почти приятно. Но только до Троицкого подворья, поскольку храм стоит на горке, при подъеме на которую сразу ощущаешь и жару, и нагрузку.
С некоторым опасением, поскольку была экипирована скорее для похода, чем для паломничества (в брюках и без платка), зашла в храм. Приветливая дама поставила печать, не выказав никакого неудовольствия моим внешним видом. Сразу скажу, что так же вежливо и без замечаний встречают во всех монастырях и церквях на этом пути.
Еще одно отступление: несмотря на то, что я шла от Кремля, часть пути до церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, можно либо опустить, либо посвятить ей отдельное время. По пути встретится столько интереснейших исторических памятников, что попросту обидно пробегать мимо, окинув их лишь беглым взглядом. Но и останавливаться времени нет – впереди более сотни километров пути.
Недалеко от храма в Тайнинском ко мне присоединилась подруга, и у нас сразу начались приключения. К чему я была готова, зная, что в паломничествах всегда сталкиваешься с неожиданными испытаниями и их приходится преодолевать, прилагая усилия – физические и духовные. Так и случилось, когда прямая дорога закончилась множеством разветвлений – выбирай.
Конечно, мы выбрали неправильный путь: он был самый удобный – вдоль реки, с красивым видом, но по тротуару. Выбрали еще и потому, что на границе столицы указатели закончились, а карта, которую сайт "Дорога в Лавру" великодушно предложил скачать, не открывалась, несмотря на все ухищрения, уговоры и угрозы.
Об ориентирах я знаю не понаслышке. Очевидно, что "Дорогу в Лавру" создавали по принципу Камино – знаменитого паломничества по Пути святого Иакова в Сантьяго-де-Компостелла. И одно из важнейших условий, на всех трассах Камино (а их несколько десятков) стоят яркие и заметные указатели, по которым паломник без труда перемещается на сотни километров. Расстояние между ними может быть разное. Там, где дорогая прямая, один на километр, если есть повороты и ответвления, указатели могут быть через каждый 100 метров, чтобы паломник не заблудился.
Осознав ошибку, мы решили быть честными и повернули на тропу. Эту часть пути я запомню надолго. Вместо обещанных организаторами красивых видов и тенистых троп, вдоль холмов, под раскидистыми деревьями, пришлось ковылять по разбитой глиняной колее под стенами ТЭЦ, преодолевая засыпанные помойкой канавы, холмами служили поросшие бурьяном громадные мусорные кучи.
Наши упражнения отдаленно напоминали игру в спортивное ориентирование, но никак не паломничество. С другой стороны, молитва в таких условиях шла особенно успешно – о том, чтобы вернуться целым и невредимым.
Зато стало понятно, откуда на трассе появились "лишние" километры. "Дорога к Лавре" вместо того, чтобы идти прямо, то петляла кругами, то нарезала подмосковные земли квадратами, зачем-то возвращаясь на то же место, откуда началась. И вместо того, чтобы дойти до следующей точки (ее было постоянно видно) за полчаса, мы потратили в три раза больше времени на преодоление надуманных трудностей. Но к маршруту сразу добавилось 5 километров.
Предстоял следующий отрезок, и я приняла решение идти сообразно нормальной карте, потому что задача стояла не преодолеть 120 километров, а почувствовать себя паломником. Занимаясь физкультурой это было невозможно. Договорились мы и о том, что вечером, подобно императрицам, вернемся в Златоглавую.
Придется сделать еще одно отступление. Пройдя по Пути святого Иакова несколько лет назад, я довольно хорошо представляю себе, что ждет пелегрина, и для чего нужен специальный "Паспорт паломника", а в нашем варианте "Подорожная грамота".
При наличии этого документа путешественник имеет право питаться во многих кафе гораздо дешевле, чем остальные посетители. Он также может переночевать в одном из многочисленных альберго (хостел или небольшая гостиница) по цене от 8 до 16 евро в зависимости от условий. При небольшой доплате основные вещи перевезут в следующую точку, так что непростой путь богомолец проделает налегке.
И везде паломнику ставят печати, по которым можно определить, что он действительно идет пешком к мощам, и ему нужны "льготы". "Подорожная грамота" никаких привилегий не дает, да и печати в нее ставят в основном ради "фана". Они так и называются – памятные.
Есть и другие бонусы, но эти, пожалуй, самые важные. Ничего похожего в российском варианте пока не предусмотрено. Причем с ночлегом дело обстоит совсем печально: на всем пути есть один гостевой домик, вернее, комната в квартире, где впритык друг к другу стоят 6 кроватей. Обойдется удовольствие спать вповалку недешево – больше тысячи с человека. Есть номера в яхт-клубе, где цены еще выше. Остаются палатки, которые надо нести на себе. Однако для тех, кто пойдет с Крестным ходом, предусмотрены бесплатное участие, питание (кроме личных перекусов) и перевоз багажа.
Не стану скрывать, большую часть дороги на следующий день я проделала в электричке. Сидя. При жаре за 30 градусов поездка в отапливаемом вагоне более походила на пытку, чем на паломничество. И чем ближе была цель, тем меньше я понимала, зачем вот уже несколько дней я придумываю себе всевозможные испытания.
Правда, когда в первый раз вдали мелькнул купол, на душе стало светлее и вопрос – ради чего терплю – перестал столь настойчиво биться в голове. Но окончательно не отступил.
В полном изнеможении зашла в храм к преподобному Сергию. Народу совсем немного: хоть что-то я сделала правильно, выбрав вечер понедельника. Прислонилась к стенке, понимая: устала так, что на молитву не осталось никаких сил. Да и не понимаю, о чем просить. Надо бы обо всем сразу, но мысли убегают. Тогда для чего я сюда шла? Как понять-то?
А старец выслушал молча. Ничего не сказал, только будто по голове провел сухонькой ладонью. И все внутри успокоилось, а на память пришли слова монахини Елизаветы Сеньчуковой: "Преподобный Сергий вне конкуренции. Тихий и молитвенный. Вокруг него нет никакой религиозной экзальтации, к нему можно приехать в Лавру и помолчать. Он слышит и слушает".
А ведь я так долго искала того, кто меня услышит. Ради этого можно пройти десятки километров. Тем более, что присоединиться к паломничеству можно в любое время в любом месте.