Они будут стоять до последнего. Советский танк Т-34, что защищал народы и страны, жители Нарвы теперь спасают от эстонских властей. Эта история в металле для политиков оказалась страшнее, чем те реальные проблемы, с которыми сегодня столкнулась Эстония.
"Отвлекают от чего-то более важного или более катастрофического, наверное. Хотя все видят рост цен, все видят инфляцию в 22%. Все прекрасно понимают, что у нас будет зимой из-за газа и какие будут цены на электричество", – отмечает активистка из Таллина Алеся Кот.
К мемориалу советским воинам-освободителям люди приходят днем и ночью. В непроглядной мгле зажигают свечи, чтобы не проглядеть, когда "тридцать четверку" снимут с постамента. Мэр города идет на компромисс: памятник из стали не снесут – его перенесут. Игра слов в большой политической игре.
"Сегодня мы приняли решение, потому что не хотим, чтобы Эстония была разделена на две части: нас и вас, то есть нас, Нарву, а потом остальную Эстонию", – объясняет такое решение мэр Нарвы Катри Райк.
Что-то похожее Эстония уже переживала в 2007-м. В истории столицы, города Таллина, эти события остались как "бронзовая ночь", или апрельские беспорядки. Все началось после решения властей демонтировать монумент "Бронзового солдата". Обстановка быстро накалялась, раздавались крики "Позор!" и "Фашисты!".
В ход шли дубинки и слезоточивый газ, светошумовые гранаты и даже резиновые пули. Толпа закидывала полицейских камнями и пластиковыми бутылками. В этой войне за память один человек был убит. "Бронзового солдата" перенесли на Военное кладбище под Таллин.
"За этим стоят ультранационалисты в странах Центральной и Восточной Европы, которые в предыдущие 30 лет занимали крайне радикальные позиции в отношении России. Но при этом их радикальные взгляды в Европе воспринимались как маргинальные. На них смотрели как немножко на сумасшедших. Теперь же они торжествуют", – говорит руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память" Владимир Симиндей.
"Монументальные" войны охватили всю Прибалтику. В Риге прошел тендер, кто выгоднее снесет Памятник освободителям. За 2 миллиона 200 тысяч евро Латвия освободится от советского наследия в Парке Победы.
Ветеран Великой Отечественной Владимир Козин – один из тех солдат, что прошел военными дорогами от Дона до Риги. Теперь из памяти стирают ту войну.
"В Латвии идет война с памятниками. Это не с памятниками – это со временем. Война со временем. Эти недоросли решили, что они могут вычеркнуть полстолетия, или даже больше. Как будто они распоряжаются временем", – сетует профессор Латвийской академии художеств, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Козин.
Ковер из 77 рядов цветов в честь 77-й годовщины Победы жители Риги выкладывали у подножия монумента. А утром 10 мая "по живому" проехал бульдозер. Елена Грибун была в тот день у монумента. В одной из газет вышла передовица с издевательской статьей, и заголовок выбрали такой, чтобы больнее ударить в самое сердце.
"Мы за ценой не постоим". Сколько злости у нашего правительства, чтобы быстрее снести памятник. Наш президент, я не помню, сколько ему лет. Мне кажется, после войны родился, понятия не имеет, что такое война, и что такое память о войне. Все в правительстве молодые, и все за снос памятника", – сокрушается бывшая узница фашистского концлагеря "Саласпилс" Елена Грибун.
Она видела эту войну. Ее, девчонку, угнали в концлагерь "Саласпилс", в 20 километрах от Риги. Здесь фашисты для нужд немецкой армии выкачивали кровь у пленных детей. Но историю уже переписали. И советские воины-освободители вдруг стали оккупантами.
"Какая же оккупация, когда я сама своими глазами видела, как встречали российские войска. Никто не стрелял. С объятиями встречали советские войска. Это сейчас начинают сочинять, чтобы очернить советского воина, который освободил от "коричневой чумы". Если под немцами остались бы, что они все сами были бы узниками, которыми мы были узниками. Они бы все были не хозяева своей земли", – подчеркивает Елена Грибун.
Кадры хроники, которые обошли весь мир: советских солдат в 1945-м встречали как победителей. Забрасывали цветами, приглашали в гости. Маршал Конев вспоминал: как в Праге, нигде не встречали.
И вот спустя 75 лет не побежденный при жизни маршал повержен – лежит на газоне, на шее затягивают петлю. В той самой гостеприимной Праге памятник Коневу все-таки снесли.
Плоды ненависти пожинают и в Финляндии. Накануне здесь уничтожили "Мир во всем мире" – монумент, подаренный Москвой еще в 1990-м. И ведь никакой советской символики – просто люди держат глобус. В центре композиции – женщина с ребенком на руках. Но уже никто не смотрит. Историческая память попала под горячую руку европейских политиков.