Московскую ретроспективу, в которую вошли 12 лент, открыло кино действительно знаковое – "История Аси Клячиной, которая любила, а не вышла замуж". Сейчас сложно поверить, что этот выдающийся образец советской новой волны не прошел цензуру и 20 лет пролежал на полке. В кадре только три профессиональных актера во главе с Ией Саввиной и реальные жители села Кадницы, которые искренне и непосредственно рассказывают о своей жизни, где есть и уборка урожая, и недавняя война, и мечты о городе, и, конечно, любовь.
Это фирменный знак режиссера – видеть актера в каждом человеке. Даже в сложных постановочных картинах, вроде "Романса о влюбленных", всегда найдется место самородку из народа. Организаторы называют это квестом для зрителей: без чтения титров отыскать этих людей в каждом фильме программы. Но главное, конечно, в другом – в интонации самого режиссера
Личная рекомендация самих организаторов ретроспективы – четырехсерийная кинопоэма "Сибирада". Это эпичное полотно с выдающейся музыкой Эдуарда Артемьева регулярно показывают по телевизору. Но на огромном экране, для которого Кончаловский и снимал, отчетливее видны задумка и смелость режиссера – превратить госзаказ снять фильм о жизни нефтяников в потрясающе интересный кинороман. Итог – Гран-при Каннского кинофестиваля.
Нет, и это еще не все. Тайна успеха режиссера Кончаловского в том, что он удивительно созвучен времени, в котором творит. Но сам при этом времени не подвластен.
Убедиться в этом сможет огромная армия зрителей. В разных городах по всей стране ретроспектива продлится до 31 декабря. Организаторы посмеиваются: как только закончится их программа, нужно будет готовить кинотеатры к премьере. Неугомонный Кончаловский прямо сейчас готовит новое кино.
К юбилею мастера телеканалы "Россия 1", "Россия-Культура" и радио "Маяк" также подготовили особую программу. Все подробности здесь.