Один из двенадцати великих христианских праздников называется Преображение Господне. Название его точно отражает суть событий, которые произошли на горе Фавор, куда Иисус с апостолами Иоанном, Петром и Иаковом пришли, чтобы помолиться. Во время молитвы Христос внезапно преобразился (то есть изменился).
"И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2). Вдобавок для беседы с Иисусом с неба спустились пророки Моисей и Илия.
Христианских объяснений и толкований этого события много. Но все они об одном: во время Преображения Иисус показал, что в нем соединены две материи – божественная и человеческая. Об этом можно было бы еще порассуждать, однако самое время вспомнить, что практически в любой религии тоже соединяются две материи: духовная и бытовая, корни которой зачастую уходят в язычество.
Не стал исключением и праздник Преображения, куда более знакомый всем по своему второму названию Яблочный спас, появившемуся из древнейшей традиции приносить в этот день в храм плоды нового урожая (чтобы поблагодарить богов за посланные им еду и питье). Часть принесенного оставляли как жертву, остальное забирали домой для праздничного стола. Нетрудно догадаться, почему главным символом праздника стало яблоко: это яркий, вкусный, но не слишком затратный для верующих плод.
Интересно, что яблоко имеет много значений – оно их меняет в зависимости от ситуации. Библия говорит, что оно было запретным плодом, поэтому в раю змей им искушал Еву, а та, в свою очередь Адама.
Согласно греческим мифам, яблоко стало причиной раздора (конфликта), приведшего к войне между Троей и Спартой. Молодильные яблоки чудесным образом излечивали болезни и продлевали жизнь героям многих сказок, но немалое их число послужило причиной мести сказочным принцессам и принцам, а некоторые попросту задохнулись, едва откусив кусок. Неслучайно гортанный выступ стали называть адамовым яблоком. Считается, что первая такая выпуклость появилась у Адама. И была ничем иным как застрявшим в его горле кусочком запретного плода.
Поскольку яблоко имеет красивую форму и привлекательный цвет, многие религиозные и светские художники использовали и используют яблоко в качестве основного или дополнительного элемента. Неудивительно, что в живописи яблоко использовалось и как символ и для усиления драматизма сюжета. Например, когда яблоко находится в руке Адама, оно символизирует грех. Но изображенное в руке Христа, оно указывает на искупление первородного греха.
Словом, яблоки фигурируют во многих религиозных традициях как мистический плод. При этом трудно сказать наверняка, яблоко ли подразумевалось на самом деле в каждой из упомянутых ситуаций или нет. Дело в том, что до XVII века включительно яблоком называли любые иностранные фрукты, кроме ягод, но включая орехи.
Неудивительно, что оказавшиеся в середине XVI века в Европе помидоры называли яблоками любви или золотыми яблоками (поми д'оро). В некоторых языках золотыми яблоками называли апельсины. А если перевести слово картофель со многих языков, окажется, что это земляные яблоки.
Дело дошло до того, что в древнеанглийской литературе огурцы, случалось, называли eorþæppla, то есть земляные яблоки. А ядовитый дурман одно время считали терновым яблоком. Слава богу, разобрались потом.
Больше других не повезло дыне. Ее название в английском языке не что иное как заимствование из двух языков. Но, если в греческом дыня (mēlon) означало плод дерева, то на латыни есть два практически идентичных слова mаlum с разницей в произношении звука а в первом слоге. Но в одном случае слово означает яблоко, а другом – зло. Как тут не предположить, что библейский запретный плод стал ассоциироваться с яблоком после выхода "Вульгаты" – Библии в латинского переводе: эти два слова тесно переплелись в главе, где говорится об изгнании Адама и Евы из рая.
Но сколько ни говори о символизме и многозначности яблока, все неизбежно сводится к тому запретному плоду из райского сада, о котором невозможно сказать наверняка, был ли он яблоком, дыней, огурцом или орехом. Возможно поэтому в праздник Преображения освящаются яблоки – символ искушения, падения человека и греха, но также знания, бессмертия и искупления.