Под конец Летних балетных сезонов публику ждет премьера сразу трех балетов исполнении Музыкального театра им. Наталии Сац. 24 августа на сцене РАМТа труппа представит "Шахерезаду", "Шопениану" и "Половецкие пляски", восстановленных трудами хореографа Андриса Лиепы.
Театр им. Наталии Сац, в афише которого более шестидесяти постановок для зрителей разных возрастов, впервые участвует в балетном марафоне. Неудивительно, что танцовщики прославленного коллектива представят сразу несколько спектаклей: на 23 августа запланировано "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" можно будет посмотреть 22 и 25 августа. А премьера трех одноактных шедевров основателя современного классического романтического балета Михаила Фокина, созданных хореографом для "Русских сезонов" Сергея Дягилева состоится 24 августа.
Русские сезоны – самые известные в мире театральные гастроли, которые продолжались с 1908 по 1921 год. Их бессменным руководителем был театральный и художественный антрепренер Сергей Дягилев. На самых известных театральных сценах мира через русское искусство он рассказывал миру об отечественной культуре: ее национальных традициях и авангардных настроениях. В результате Дягилевские постановки произвели переворот в театральном мире: каждую ждали, о всякой спорили, но принимали с неизменным восторгом.
Эти-то балеты и взялся самым скрупулезным образом реконструировать хореограф Андрис Лиепа. Например, костюмы и декорации подготовлены по эскизам Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, но реконструированным и переосмысленным в духе нового времени известными театральными художниками Анной и Анатолием Нежных.
"Шахерезада" на музыку одноименной симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова переносит зрителя во времена древних персидских сказаний "Тысячи и одной ночи", где хитроумная царица Шехерезада спасает от смерти молодых жен Шахрияра, уводя его в небывалый мир своих невероятных сказочных фантазий.
Сохранилось немало воспоминаний о том, как в начале XX века смелый хореографический текст Михаила Фокина произвел фурор среди балетоманов. Удивительно, что и спустя сто лет эта провокационная, но не утратившая своей смелости постановка, производит тот же эффект.
В романтической "Шопениане" легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных па, напротив, движения танцовщиц нарочито просты и естественны, как женская душа, вырвавшаяся на волю и не скованная никакими условностями. Некогда в "Шопениане" солировали несравненные Тамара Карсавина и Анна Павлова, настала пора современным балеринам показать, что русская школа балета по-прежнему не имеет конкурентов.
Балет "Половецкие пляски" – хореографическая фантазия Михаила Фокина, а вслед за ним – и Андриса Лиепы, на тему одноименного музыкального фрагмента оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Дух экзотической кочевой вольницы, огонь свободы, романтизированное степное средневековье завоевали Европу в начале XX века и продолжают покорять публику, спустя столетие. Секрет постановки в энергетике музыки, помноженной на фантазию постановщика. "Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так", – писал Михаил Фокин в своих воспоминаниях.