Маленький поселок Верхнечусовские Городки в ста километрах от Перми. Путь до него неблизкий: сначала больше двух часов на автомобиле по лесному серпантину, затем на пароме через реку. На днях об этом населенном пункте без преувеличения узнала вся страна – здесь пропала шестилетняя девочка. Ее искали правоохранители и местные жители. Волонтеры шаг за шагом тщательно осматривали местность, в небо были подняты вертолет и легкомоторный самолет. Последнее, что рассказывали родители – Настя отправилась за леденцом в магазин, но так до него и не дошла.
Девочка вышла из дома примерно в 19:30, шла по тропинке. До магазина оставалось несколько шагов. Дальше ее следы теряются. На третий день поисков тело ребенка нашли в пожарном колодце в нескольких метрах от того самого магазина. По одной из версий, с Настей расправился ранее судимый житель поселка. По другой, девочка могла стать жертвой халатности местных чиновников. История весьма неоднозначная. Подробности следователи пока не разглашают.
46-летнего жителя поселка Виктора Мошкина задержали несколько дней назад. Его дом – через дорогу от этого пожарного колодца. По данным СМИ, 28 лет назад он уже был судим за убийство собственного грудного ребенка – якобы выбросил его в колодец. Отсидел почти 10 лет и вышел на свободу.
Судя по данным из открытых источников, Мошкин занимался сборкой мебели. В этом старом доме он проживал вместе с гражданской женой и детьми. Женщина уехала сразу после скандала, детей забрали органы опеки. Дом сейчас пустует.
"Мы проверяли этот колодец – тела не было. Спускали спецкамеру. Тела не было", – говорит руководитель регионального поискового отряда "Регион 59" Александра Красильникова.
Некоторые жители поселка уверены, что тело девочки в колодец могли подбросить. Но люди не знают, кто конкретно мог это сделать.
Этой же версии придерживается исполнительный директор Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Екатерина Мизулина.
В Пермский край бы ли направлены дополнительные бригады волонтеров.
"Каким-то совершенно непонятным образом вечером, когда все волонтеры были отпущены до следующего дня, на этом месте обнаруживается тело ребенка. Многие волонтеры убеждены, что тело было подброшено. Был чат, в котором общались многие жители и волонтеры, где обсуждались поисковые мероприятия, и в последние сутки в этот чат добавилось много непонятных лиц, поэтому преступник сознательно выбрал момент и подбросил", – считает Мизулина.
В пятницу, 19 августа, местные журналисты сообщили об аресте Виктора Мошкина. Однако следователи пока даже не подтверждают информацию о его задержании.
"По факту безвестного исчезновения ребенка было возбуждено уголовное дело по статье "Убийство малолетнего". Назначены и проводятся необходимые судебные экспертизы, а также комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств гибели ребенка", – проинформировала и.о. старшего помощника руководителя СУ СК РФ по Пермскому краю Татьяна Амелехина.
Еще одна версия, которая долгое время была приоритетной, – это несчастный случай. Девочка могла просто провалиться в пожарный колодец. Он в аварийном состоянии, рядом с ним обвалился грунт.
Даже через несколько дней после этой жуткой истории вопрос с безопасностью здесь не решен. Сам пожарный колодец закидали досками, чуть ниже – деревянная крышка. Но здесь довольно большая щель, легко входит ладонь человека. С этой стороны и вовсе провал грунта, довольно большое отверстие. Легко можно провалиться. Судя по звукам, внутри вода.
По словам экспертов, за состоянием пожарных водоемов должна следить поселковая администрация, водоканал, пожарные или руководители организаций, если объект расположен на территории предприятия. Раз в полгода ответственные лица обязаны проверять их исправность. Когда была последняя проверка этого колодца и была ли она вообще? С таким вопросом журналисты отправились в местную администрацию. Поселок Верхнечусовские Городки входит в состав Чусовского городского округа. Как оказалось, глава территориального отдела Евгений Сташков только что вернулся с допроса от следователей.
– Я работаю согласно должностной инструкции.
– Что входит в ваши должностные инструкции?
– У следователя это все есть.
– Что входит в вашу должностную инструкцию?
– Участие... значит, оказание содействия...
– Какое содействие и кому вы оказываете?
– Я работаю в территориальном отделе.
– Вы пять раз это уже повторили. Пожарный колодец вы когда проверяли?
Вопросы, видимо, застали чиновника врасплох. Он не смог толком объяснить, что входит в его полномочия. Сначала нервно перебирал очки, крутил в руках телефон, а потом и вовсе засобирался домой.
Еще через 15 минут чиновник начал уверять, что в 2018 году он издал распоряжение, согласно которому каждый пожарный колодец закреплен за предпринимателями. Конкретно этот – за магазином. Вот только собственник уже несколько раз поменялся, поэтому глава не знает, кто сейчас владеет торговой точкой. Да и вообще не понимает, в силе его распоряжение или нет, потому что два года назад район был преобразован в городской округ.
– На сегодняшний день я вам могу сказать, что, значит, если нету хозяина – значит, он бесхозный.
– А как такое может быть, что пожарный колодец – и бесхозный? Так он кому-то принадлежит или он бесхозный? (…) Сколько у вас вообще на территории пожарных колодцев? Вы можете ответить на вопрос?
– Нет.
– Вы не знаете?
– Нет, я знаю. Я не скажу.
– Значит, вы не знаете этого?
Точное число пожарных колодцев знают волонтеры – они выполнили работу за чиновников. Когда велись поиски ребенка, специалисты Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям по просьбе силовиков составили список таких объектов.
"Эту карту составляли мы, волонтеры. Адреса были заброшенные. Много их было, да, хватает", – говорит Красильникова.
А вот функции контроля за содержанием колодцев возложены на подразделения Государственной противопожарной службы. Журналисты приехали и туда, но руководителей на рабочем месте не было. Их, по некоторым данным, тоже пригласили следователи. Рядовые сотрудники визиту СМИ были не рады.
Вопросы есть и к специалистам водоканала, которые тоже должны следить за состоянием пожарных и канализационных колодцев. С главным инженером столкнулись в дверях – он торопился на обед.
"Не уполномочен", "не знаю" – самый распространенный ответ, который журналисты слышали во время поездки по другим населенным пунктам Чусовского городского округа. Сложилось впечатление, что ни у кого нет полномочий и никто ни за что не отвечает.
Кадры специально для сотрудников водоканала, которые уверяют что незамедлительно реагируют и сразу устраняют проблемы. А еще – для чиновников, которые, кажется, даже не в курсе, сколько у них пожарных и канализационных люков на территории. Вот лишь один из них – рядом с детской площадкой. Он просто закрыт досками. Еще один у подъезда прямо в центре города Чусовой. Здесь большая трещина и обвал грунта. Этот колодец расположен в жилом квартале и вовсе прикрыт обычной дверью. С этой стороны открытая яма. И такие ловушки, в которые могут попасть и взрослые, и дети – на каждом шагу. А все из-за того, что кто-то на этом делает бизнес: ворует и продает крышки, не задумываясь о последствиях.
"Экономика такова: на самом деле стоимость крышки люка – до 15 тысяч рублей. Но к каким последствиям чудовищным может привести отсутствие люка? Человек может не просто травмироваться, он может умереть, и это ужасно, что люди, даже об этом не думают", – говорит технический директор, главный инженер Пермских тепловых сетей Сергей Гужев.
Официально в пунктах приемки запрещено принимать люки, но их сотрудники закрывают на это глаза. Жизнь человека здесь оценивают... в 17 тысяч рублей.
– Вы просто возьмите, дома разбейте его на куски и все, и к вам вопросов меньше будет. Мы же как бы не должны их принимать, – говорит работник такой фирмы.
– А вы их как-то прячете?
– Конечно, мы их сразу прячем.
Что стало причиной гибели шестилетней девочки в поселке Верхнечусовские Городки – убийство или несчастный случай? На этот вопрос ответят следователи. Не исключено, что вопросы еще появятся к ответственным лицам за проверку этого колодца. Ведь даже через несколько дней после гибели ребенка там все равно открытая яма, в которую легко может провалиться человек.
Тем временем в селе простились с Настей. Люди несут цветы и мягкие игрушки к магазину, до которого ребенок не дошел всего несколько шагов.