К зданию Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга бывшего мэра Евгения Ройзмана доставили на автозаке за три с половиной часа до начала процесса по избранию ему меры пресечения. Неспешным шагом господин Ройзман в сопровождении конвоя направился в зал заседаний. Он выглядел помятым и несвежим – минувшую ночь провел в непривычных для себя условиях в ИВС.
Журналисты приехали на заседание тоже задолго до его начала. На входе в здание собралась длинная очередь. У рамок металлоискателя – давка. Уже внутри пресса оккупировала сразу несколько этажей.
Политика завели в зал заседания в 16 часов по местному времени. Стремительно провели вдоль стены – тесный коридор едва умещал присутствующих журналистов. Уже в зале Ройзман заметно нервничал: улыбался и ходил из одного угла тесной клетки к другому.
Экс-мэра Екатеринбурга и главу фонда имени себя задержали в среду по уголовному делу о повторной дискредитации российской армии. Полицейские пришли к нему рано утром. Обыски начались сразу по нескольким адресам: в квартире, гараже, фонде и музее. У фигуранта были найдены визитки иностранных политиков, дипломатов и бывшего главы СБУ. Силовики вынесли из дома Ройзмана компьютер, а также увесистый пакет с моноблоком, телефоном, флешками и документами, которые представляют интерес для следствия.
59-летний Евгений Ройзман ранее уже был судим за кражу, мошенничество и незаконное ношение холодного оружия. По данным ряда СМИ, в 80-х он играл в карты и вместе с приятелями занимался воровством меховых шапок – срывал их с людей. А еще якобы в тот же период входил в доверие к женщинам и похищал ценные вещи и украшения из их домов. Сразу после освобождения из колонии Ройзман сумел довольно быстро построить бизнес на скупке и продаже икон и украшений. Поговаривают, в то время он был тесно связан с преступным сообществом "Уралмаш".
Но наибольшую известность ему принес фонд "Город без наркотиков". Организация не раз подвергалась критике за насилие над реабилитантами. Людей приковывали наручниками к кроватям и так держали пару месяцев. Впоследствии сразу несколько сотрудников фонда были осуждены после смерти нескольких пациентов. Сам экс-политик всегда эмоционально реагировал на вопросы о своем криминальном прошлом.
Некоторые бывшие соратники Ройзмана не исключают, что силовики могут обратить внимание на деятельность фонда, который собирает на благотворительность сотни миллионов рублей. Вот только якобы тратятся они не всегда по назначению. Кроме того, часть икон и картин в его коллекции могут оказаться крадеными. По слухам, после того как Ройзман посещал деревни староверов, потом их странным образом грабили.
Заседание по избранию Евгению Ройзману меры пресечения длилось два часа. Следствие настаивало на запрете определенных действий. Так, ему нельзя покидать квартиру, за исключением явки в следственные органы и суд, общаться с кем-либо, кроме адвоката и родственников, посещать публичные мероприятия, отправлять и получать почту, использовать любые средства связи, в том числе Интернет. Суд поддержал.
По всей вероятности, на этот раз выйти сухим из воды у Евгения Ройзмана уже не получится. По новому уголовному делу ему грозит реальное наказание – до трех лет колонии.