Сегодня в России отмечается День шахтера. Праздник учрежден еще в советскую эпоху в честь события, которое произошло в конце августа 1935 года на шахте "Центральная-Ирмино" в Луганской области. Тогда шахтер Алексей Стаханов установил рекорд, добыв за смену 102 тонны угля, превысив норму в 14 раз. Так в СССР зародилось стахановское движение, а передовиков производства стали называть стахановцами. И сегодня День шахтера для десятков городов России и Украины – главный праздник. Так каков он сегодня, День шахтера, в Донбассе?
Шахтер – это не только его позывной, но и профессия, которой отданы десятки лет жизни. Все поменялась в 2014-м. Тогда Константин Кузьмин вместе с такими же как он горняками шахтерскую каску сменил на тактический шлем. Теперь они – это знаменитый батальон, что носит имя легендарной 383-й шахтерской дивизии, бойцы которой в Великую Отечественную громили в Донбассе элитные части Вермахта. Сегодня бывшие шахтеры выдвинуты на острие атаки на Угледарском направлении фронта.
Подразделение, в котором нет ни одного профессионального военного, здесь побеждает обученную западными инструкторами и заваленную иностранным оружием украинскую армию. Простые донецкие мужики успешно прорывают оборону врага, вгрызаясь в бетонные укрепления националистов, словно в шахтную породу.
Вот наглядный пример мощнейших фортификаций, что были здесь у противника: цельный бетонный ДОТ, тяжеленная дверь. Заходим. Следом видим – еще одна, возможно, даже шлюзовая система здесь была. Толстенные стены, усиленные металлом. Над головой тоже все хорошо укреплено – армированная сетка. Очень непросто было выбить противника отсюда нашим подразделениям, но с поставленной задачей они справились.
Пока они воюют, их родные шахты не простаивают. Черное золото Донбасса непрерывном потоком идет из недр земли, на защиту которой они поднялись из забоя. Добыча угля всегда была делом непростым и даже опасным. Но последние 8 лет в Донбассе горняки – словно на передовой – под постоянными обстрелами украинских военных. Но шахты, ленты которых поднимают уголь с глубины, не останавливаются ни на день.
Эта – одна их старейшая во всем донецком угольном бассейне. Историю свою ведет с 1900 года. За это время сначала Российской империи, потом Союзу, позже Украине, а теперь и ДНР она дала столько угля, что и не сосчитать. Но сейчас темпы добычи пришлось сократить.
"Мы потеряли целый добычный участок из-за мобилизации", – сказал Игорь Батюк, директор шахты "Горняк-95". Чтобы не потерять еще больше, там, где это возможно, место мужчин заняли женщины. Но даже сейчас они не унывают. Шахтеры Донбасса – удивительные люди, стойкости и упорству которых нет предела. И где бы ни оказались, в забое или окопе, шахтеры всегда будут идти до конца, ведь по- другому они просто не могут.
Лязг гусениц для танкиста, как музыка, вселяющая уверенность в своих и наводящая ужас на неприятеля. Репортаж из боевого отделения танка. Тесновато – много не снимешь, зато все под рукой. Заряжание – автоматическое.
Танк – это ударная сила на поле боя, с которой по эффективности на коротких дистанциях ничто не сравнится. Экипаж этой машины настолько профессионален, что работают только два танкиста – механик-водитель и командир на месте наводчика. Вышли на дистанцию прямой видимости противника. Огонь. По башне зазвенело. Осколки. Это противник пытается спугнуть, осыпая минами. Но танкисты бьют, как планировали.
Вот на отходе прилет еще одной украинской мины. А на этих кадрах видно, как нас пытается достать украинская артиллерия. Но мимо. Разрыв далеко в поле. Уже позже командир объясняет ситуацию: "Мины танку нипочем. Цели поражены, противодействие было – обстреляли немножко".
Перезарядка – и танк вновь готов выйти на боевое задание. Прорывать оборону противника, уничтожать огневые точки на земле, что называется, на коротких дистанциях – это задача танкистов. И вот сейчас бойцы 2-го армейского корпуса 2-й гвардейской бригады гвардейцы комбрига Ташкента вновь выдвигаются на боевые огневые позиции.
Каждый выход в зону прямой видимости противника – это риск, но только так можно приблизить победу. Танковые экипажи здесь опытные. Знают, как действовать безопаснее, при этом поразив цели и поддержав наступление пехоты. Когда наш танк обстреливают, по выявленным огневым точкам противника с переднего края бьют наши минометы. Здесь расчет – бывшие шахтеры. Позывной Толян. Опытный. С пронзительным взглядом. Добывал уголь 24 года.
"Шахтеры – это та же гвардия, только подземная. Как говорил товарищ Сталин, "уголь – это второй фронт". Пришлось взять оружие", – говорит Толян.
Шахтерский край – особенный, шахтерский характер – несгибаемый. Люди, каждый день спускающиеся под землю, рискуя жизнью, не умеют кривить душой. "Шахта дала основу выручать друг друга. А здесь без этого никак. Готовность к риску есть всегда. Только вперед", – говорят бойцы.
Они работают быстро, слаженно. Ударили с этой точки, теперь подключается артиллерия с закрытых позиций. Где-то идут позиционные бои. А на ряде участков наша пехота наступает и добывает новые трофеи. Интересные новые образцы вооружения. Вот такая минометная установка иностранного производства. Ставится в лесу, в перелеске, на поле, реагирует на движение. Вот такая неотстрелянная, в боевом состоянии, а вот уже сработавшая. Все – производство Германии.
Украинские боевики натиска не выдерживают. На фронте активно работают пары Су-25. Авиация наносит удары по ключевым укрепленным районам. Пилоты филигранно огибают рельеф местности, появляясь неожиданно. У нас полное господство в воздухе и на земле. Мы сильнее.