Четверть британцев уже собираются зимой отключать отопление, а 17 процентов отчаявшихся – брать кредит на оплату коммуналки. На этом фоне от заявлений ЕС отдает какой-то неадекватностью: сегодня там заявили, что 300 миллиардов евро вложат в зеленую энергетику.
Поиски сокровищ природного газа на мировых ресурсных рынках оставили ни с чем европейских политических авантюристов. Искали, где только могли. Лишних объемов во имя солидарности ни у кого не нашлось. Премьер самой большой по площади и второй по населению земли Германии – Баварии – признал, что власти с задуманной стратегией наказания России просчитались.
"Что касается темы энергоресурсов, в данный момент мы платим России больше денег, чем раньше. Мы не можем вступить в игру с Путиным. Мы должны найти замену российскому газу. Но пока все зарубежные поездки не принесли результата", – констатировал Маркус Зёдер.
Энергоносители приходится покупать по рыночным ценам, а покрывать расходы энергетических компаний велели простым немцам. Провальная политика в области энергетики может стоить кресла вице-канцлеру Роберту Хабеку, партнеры по правящей коалиции выдвинули ему ультиматум, пишет гамбургская Bild: либо он уходит сам, либо отменяет газовый сбор.
"Секрет Хабека заключается в том, что он может прекрасно говорить даже на неприятные темы… – отмечает автор публикации в немецком издании. – Он даже написал книгу о политической коммуникации. Но министр энергетики должен отвечать не только за приятные слова, а за энергобезопасность Германии!".
Что теперь делать, Хабек намерен спросить у главы еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая вечером 29 августа прибудет в Берлин. Пока ее совет – экономить, согласно утвержденному ЕС плану, и делать ставку на дорогостоящий зеленый переход, по которому та же Германия, несмотря на энергодефицит, намерена закрыть свои АЭС.
"Каждый киловатт-час электроэнергии, произведенной с помощью солнца, ветра, воды – делает нас менее зависимыми от российского газа. Мы инвестируем до 300 миллиардов евро, чтобы ускорить переход на экологически чистые технологии", – обещает Урсула фон дер Ляйен.
Германия в принципе согласна: совместно с Данией она хочет создать целый энергетический остров Борнхолд в Балтийском море, построить там ветропарк. Но на это нужно 9 миллиардов евро и еще 8 лет стройки. А чтобы бюджет ЕС все это осилил, надо пополнить его новыми членами, расширить до 36 стран, считает канцлер Олаф Шольц, включить Балканы, Молдавию, Грузию и Украину. Только право вето всем этим странам не давать, решения пускай принимаются простым большинством.
"Мы должны ясно понимать ситуацию. Принцип единогласного голосования работает, если только перед нами не встает необходимость немедленных действий. Но сейчас, как мы видим, времена изменились", – настаивает Олаф Шольц.
Выпад Шольца в сторону Венгрии, которая мало того, что отказывается экономить газ, не хочет вводить газовое эмбарго, а в сентябре собирается подписать соглашение с "Газпромом" об увеличении поставок российского голубого топлива.
А у остальных пока вариантов нет, хоть апельсинами топи! Португальские фермеры раздают их бесплатно, фруктов на рынке переизбыток: в Россию продавать мешают санкции, а на внутреннем рынке цены слишком низкие, не оправдывают затрат.
"Теперь у нас продаются еще и испанские апельсины, которые раньше отправлялись в Россию. И я в результате не могу ничего заработать", – досадует португальский фермер.
Немцам с газом готовы помочь французы. Свои резервуары они заполнили на 90 процентов, но опираться зимой Париж планирует на свой большой парк атомных электростанций и соседей.
"Германия нам поставляет электроэнергию, потому что она нам необходима, – поясняет французский экономист, госсекретарь по европейским делам, 53-летняя Лоуренс Бун. – А мы обязались поставлять ей газ. Это пример европейской солидарности".
Оказалось, не все так однозначно. Дополнительные объемы газа, которые французы планируют поставлять немцам, должны были частично идти с Иберийского полуострова. Потому там реанимировали проект трубопровода на 8 миллиардов кубометров топлива. Его тоже еще нужно построить, но Париж не торопится, делая ставку на сооружение временных плавучих терминалов для СПГ у своего берега. Это получится дешевле и в обход Испании. Мадрид негодует.
"Извини меня, Франция, но я задаю себе вопрос, где твоя европейская солидарность, и что мы будем делать, если Германия обанкротится?", – задает резонный вопрос испанский вице-премьер Тереза Рибера.
Открытый противник того, чтобы хоть чем-то делиться с немцами, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сегодня во Франции.
"То, что мы объединены, не означает, что мы одинаковы. В Евросоюз входят 27 стран и разнообразие должно уважаться", – настаивает Моравецкий на польских отличиях от других.
Он уверяет, что у Варшавы с запасами лучше всех в Европе, но поляки при этом почему-то выстраиваются в очереди к угольной шахте в Богданке. Здесь в очередях они проводят несколько дней, чтобы купить каменный уголь по 640 евро за тонну. Все требования к качеству угля для отопления помещений власти предусмотрительно отменили.
"Я помню времена коммунизма, но мне и в голову не приходило, что мы можем вернуться к чему-то еще более худшему", – признается польский пенсионер Артур.
Перед британцами маячит перспектива веерных отключений света зимой и огромные счета за электричество – предупреждает их ушедший в отставку Борис Джонсон.
"Последующие месяцы будут тяжелыми, возможно, очень тяжелыми. Наши счета за электроэнергию будут умопомрачительными. Многих из нас плата за обогрев домов уже пугает", – признаются европейцы.
Британская пресса в истерике призывает власти придумать хоть что-то. Лиз Трасс обещает повысить подоходный налог, но снизить при этом НДС на 5 процентов.
Впрочем, все это вряд ли спасет экономику Великобритании от скатывания в рецессию в конце 2022 года. Аналитический прогноз от Goldman Sachs говорит о грядущем падении валового внутреннего продукта (ВВП) и сокращении объемов британского производства. И это на фоне растущей энергетической бедности и падения уровня жизни в Соединенном Королевстве.