На открытом стенде во Фролах идут испытания очередного опытного двигателя ПД-14. Испытатель дает команду запуска. Тысячи параметров, температура, давление, тяга, расход воздуха и шум, посчитаны и обработаны.
Авиационные двигатели совершенствуют в течение всей их жизни. Основные цели известны: повышение надежности, экологичности, ресурса и экономичности.
"Стендовые испытания проводятся с целью увеличения интервала технического обслуживания двигателя. В процессе испытаний мы проверяем эксплуатационные характеристики двигателя", – говорит Начальник станции по испытанию авиационных двигателей Дмитрий Гудовщиков.
ПД-14, новейший двигатель для гражданской авиации России, давно сертифицирован и запущен в серийное производство. Однако испытания продолжаются и в небе. Те же параметры, что считывались на стенде, теперь проверяют на самолетах МС. До 15 сентября два ПД-14 должны установить на второй самолет.
"Распланировано примерно 130 зачетных полетов, на сегодня отлетали 70, и 80 полетов – на втором самолете. По планам, основное дополнение к сертификату, которое называется ремоторизация самолета, должны самолетчики получить в декабре", – поясняет генеральный конструктор Александр Иноземцев.
Как говорят на "Авиадвигателе", если дальше все пойдет, как сейчас, в следующем году будут летать уже три самолета с пермскими двигателями и 72 машины – к 2029 году. Прямо сейчас в цехах "Пермских моторов" идет сборка очередных ПД-14.
"На сегодняшний день собираются два двигателя. Один из двигателей находится на стадии сборки узлов, и еще одни двигатель находится на стадии окончательной сборки, под постановку турбины низкого давления", – рассказывает начальник цеха сборки авиационных двигателей Александр Малий.
Всего до 2030 года предприятиям научно-производственного комплекса "Пермские моторы" предстоит произвести больше 300 авиационных двигателей. Таких, как ПД-14 и ПС-90А. Задача, которая не ставилась ранее ни в России, ни в Советском Союзе. Сегодня здесь требуются люди рабочих специальностей, благо своих инженеров здесь воспитывают с первых курсов профильных вузов.
"С четвертого курса я начал проходить стажировку в данном отделе, в котором и работаю по окончанию учебы. Процесса адаптации после учебы у меня не было", – инженер-конструктор Илья Антипов.
От усовершенствования к дальнейшему серийному производству двигателя. Сборка, установка на крыло, но прежде весь спектр испытаний. Пермский – значит надежный.
Проверка на вибрацию, надежность работы очередной двигатель ПД-14 проходит испытания на земле, чтобы его собратья в воздухе летали еще дальше и дольше.