Утренние газеты как результаты выборов. Левая пресса в депрессии и с сухими заголовками – "Италия поворачивает направо", правая – в эйфории. Либери. Крупными буквами "свободны". От левых, конечно же.
Пришла ее очередь. Наутро после выборов она все та же Джорджа Мелони. Джинсы, толстовка, очки, сама за рулем. Ей нужно привыкать находить журналистов у дома – она победительница выборов и будущий премьер. 25% голосов – это как помолвка. Слова присяги и клятвы верности Италии могут прозвучать уже через месяц, и нужно сильно постараться, чтобы разлучить Мелони с премьерским креслом в ближайшие пять лет.
"Великая цель, которую мы как политическая сила всегда ставили перед собой, заключалась в том, чтобы итальянцы снова могли гордиться тем, что они итальянцы, чтобы они с гордостью размахивали итальянским флагом. Это наша задача, и мы ее выполним", – торжественно пообещала Мелони.
Она не забыла, кому должна быть благодарна за годы внутри коалиции и первые скромные девять мест в парламенте четыре года назад, и с кем ей делить портфели сегодня, когда 4 превратились в 25. Сильвио Берлускони – снова сенатор, за ним опыт и кадры. У молодой партии "Братья Италии" могут быть проблемы с министрами. Без "Лиги", даже если с Маттео Сальвини есть разногласия по санкциям, большинства в обеих палатах не будет.
"Сегодня день, когда после стольких лет есть правительство, избранное гражданами, с явным правоцентристским большинством как в Палате представителей, так и в Сенате. И поэтому я рассчитываю, что по крайней мере в течение пяти лет мы будем идти прямо вперед, без изменений, без потрясений, ставя во главу угла только то, что должно быть сделано", – заявил Маттео Сальвини.
Тревожные "молнии" полетели через минуту после закрытия участков. Каких только уточнений и формулировок ни появилось в заголовках. "Братьев Италии" не просто называют правыми – за океаном они крайне правые, где-то ультраправые, радикалы, постфашисты.
Заголовок France-Press – "Постфашисткая партия Мелони лидирует", Bild – "Впервые после Второй мировой войны у страны снова будет правое правительство", The Guardian "Коалиция во главе с Мелони станет самым радикальным правительством со времен Муссолини". Про неофашистов и Муссолини – у CNN, Financial Times. С точки зрения The New York Times и The Washington Post Мелони вообще за гранью.
"С одной стороны, этот триумф обеспечен самой Мелони, которая возглавила сильную избирательную кампанию. С другой стороны, своим успехом Мелони обязана сплоченности правого альянса. Правым партиям удалось, несмотря на конфликты, сплотиться и выступить единым фронтом, в то время как левые партии все более и более шли по пути разобщенности и не представляли из себя серьезного противника", – пишет Die Welt.
Чтобы стать премьером, Джорже Мелони еще предстоит подняться на Квиринальский холм, но коллеги Мелони уже поздравляют как коллегу.
"Поздравляю" пришло от премьера Польши. От Виктор Орбана – "Брава Джорджа! Заслуженная победа! Поздравляю". Из Франции Национальный фронт восхищается итальянцами, которых не испугали угрозы Урсулы фон дер Лайен, ясно давшей понять, что голосование за правых может привести к последствиям – наказанию.
"Итальянский народ решил взять свою судьбу в свои руки, избрав патриотическое и суверенное правительство. Мои поздравления Джордже Мелони и Маттео Сальвини, которые одержали эту великую победу, противостояв угрозам антидемократического и высокомерного Европейского союза", – отреагировала лидер французских правых Марин Ле Пен в Twitter.
Ляпнув лишнее за три дня до выборов, Брюссель хранит молчание, выпустив лишь короткое, сухое заявление через пресс-секретаря: "Раз выбрали, будем работать".
Но крутой правый поворот Италии Европу не беспокоит – она в ужасе. Потому что Венгрию можно наказать, лишив права вето за собственное мнение по санкциям, но, когда голосов становится все больше, применять инструменты все сложнее.
После объявления первых данных опросов на выходе она не выходила к микрофонам три часа. Нужно время, чтобы поверить, что день, о котором она мечтала 30 лет назад, раздавая листовки Национального альянса, наконец пришел.
Эта была тяжелая кампания, во время которой Мелони ни разу не оступилась. Набрала пять килограммов, шутливо прокомментировав: "Я стала похожа на безе". Даже в оценках себя она не церемонится. Лидера "Братьев Италии" недавно спросили, готова ли она стать премьером? "Я даже матерью была стать не готова, – ответила Мелони, не задумавшись. – Но потом научилась".
Эту бессонную ночь Италия вряд ли забудет: страна выбрала свой новый курс и своего премьера – женщину. Впервые в истории главой кабинета министров может стать Джорджа Мелони. В своей первой речи победителя она благодарит миллионы своих избирателей.
Этот резкий поворот вправо нужно всем пережить: Италии, Брюсселю, всему миру. Научиться правильно произносить такое непросто имя, Джорджа, потому что Мелони при первом же случае в отставку не побежит. Она уже заявила: "Фрателии Италии" пришли к власти и останутся на пять лет.