О новом – четвертом – взрыве на газопроводе "Северный поток" Стокгольм сообщил только сегодня, хотя шведская береговая охрана нашла утечку еще во вторник. Информацию тогда дали на ведомственном веб-сайте, но будто бы по непонятным причинам не доложили о случившемся даже руководству страны, хотя премьер Магдалена Андерсон в тот день проводила пресс-конференцию. И даже сутки спустя, в среду, на своем брифинге глава береговой охраны также о находке не обмолвился и словом. Из заявлений еврочиновников понятнее ничего не становится.
"Мы должны докопаться до сути в нашем расследовании, прежде чем могу сказать что-либо о происхождении этих взрывов", – сказал Дидье Рейндерс, комиссар ЕС по вопросам юстиции.
А ведь обнаружение четвертой пробоины может быть критически важным фактом и для расследования диверсии, и для всей энергобезопасности Европы. Ведь изначально приходила информация, что перебиты три из четырех ниток "Северных потоков". Теперь же не ясно, повреждена ли последняя из оставшихся или двойной теракт совершен на одной и той же магистрали.
Министр внутренних дел Финляндии Микконен упала в обморок на брифинге, где обсуждали ЧП на газопроводах "Северный поток". Все произошло случайно, говорят, был длинный день, утомилась на работе, но вот ее коллега, отвечающая за внутренние дела всего ЕС, предельно четко донесла до журналистов свою мысль: взрывы "Северных потоков", конечно, не случайность.
- Это была изощренная атака, которую не мог устроить обычный человек или какая-то группа людей. Высока вероятность, что за этим стоит государство, – считает Илва Йоханссон, комиссар ЕС по внутренним делам.
- У вас есть подозрения, какое?
- Это нужно тщательно расследовать, у нас есть соображения, но пока слишком рано об этом говорить.
Но вместо официальных лиц вовсю уже заговорила западная пресса. Британская The Daily Telegraph с подачи неназванных спецслужб разглядела возле поврежденного газопровода российские военные корабли и подводные лодки, а немецкая Bild, цитируя опять же британскую The Times, своей статьей практически пробила дно, утверждая, что Путин заминировал газопроводы еще на этапе строительства, причем, судя по приложенному фото, сделал это лично. Снимок при этом сделан в Севастополе в 2015 году.
Официально госсекретарь США Блинкен заявлял, что взрывы газопроводов не отвечают интересам ни одной из сторон. Сегодня прозвучал ответ российского МИДа.
"Вы ведь, господин Блинкен, никогда не скрывали, что основная задача – оторвать Европу от российских энергоресурсов. А теперь вы не знаете, кому это выгодно? Вам это и выгодно. Был абсолютный бенефициар в этой ситуации. Конечно, это Вашингтон", – отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Кроме гарантированного канала сбыта своего дорогого СПГ американцы могли рассчитывать и на политические дивиденды.
"Они блокируют любые попытки определенных сил в Германии найти компромисс с Россией. Как же вы будете искать компромисс с Россией, если российского газа как минимум в ближайшую зиму не будет, а возможно, и больше. Поэтому сидите, не пытайтесь ничего наладить с Россией, ориентируйтесь на американцев. Поэтому логика и польза для США совершенно очевидны", – подчеркнул Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.
И даже в эфире американского CNN появились легкие сомнения в адекватности той версии, которую всем активно скармливают западные СМИ и спецслужбы: "Очевидно, что это диверсия и Россия тут – главный подозреваемый".
– Зачем им взрывать свои собственные газопроводы, если они могут просто перекрыть поступающий из них газ?
- Газ по этим трубопроводам и не поступал, но там скопилось некоторое количество газа. Вот почему произошел выброс метана. Но есть и другие трубопроводы, которые идут в Европу и доставляют газ из Норвегии. И поэтому не потребуется много усилий, если Россия решит открыть охоту на другие трубопроводы, которые доставляют газ в Европу.
Намек в том числе на открытый сразу после диверсии польский газопровод Baltic Pipe.
"То, что был запущен одновременно с подрывом новый газопровод Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, теперь Польша становится хабом. И у нее появляется определенный объем газа – не очень большой, но он появляется именно у нее, а не у Германии. Плюс именно у Польши построены на американские деньги терминалы СПГ, то есть принимать эти танкеры со сжиженным газом. А у германии нет ни одного То есть сейчас Польша будет зарабатывать", – сказал политолог Марат Баширов.
А Германия – понятное дело – нести убытки.
"Европейцам предлагают отказаться от дешевого российского газа, перейти в перспективе на более дорогой американский. А за время этого перехода придется часть предприятий закрыть, а еще одну часть предприятий – перенести в Соединенные Штаты. Сейчас разница в ценах на газ в США и Европе – я беру только оптовые хабовые цены – примерно в 8 раз", – отметил Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета.