Протестными выходными в мегаполисах Европы стал второй уик-энд октября. Австрийцы требуют от правительства нейтралитета в украинском конфликте, отмены санкций и гарантии поставок энергоносителей из России. Цены на газ и так уже подскочили в 10 раз с начала года. Киловатт-час энергии вырос в цене в шесть раз. Промышленность – на грани остановки производства, а значит, тысячам австрийцев грозит безработица.
Канцлер Карл Нехаммер анонсировал заморозку цен на электричество с 1 декабря. Однако его обещаниям австрийцы верить не спешат, поскольку накануне подпись канцлера появилась под восьмым пакетом антироссийских санкций. А в начале октября Россия вынуждена была остановить поставки газа в Австрию после того, как в Вене под предлогом переоформления перестали передавать топливо дальше – в Италию. В австрийском Баумгартене – крупнейший газовый транзитный хаб в Европе. Это дает преимущества, когда зима близко.
"Там Будапешт, там Прага, а рядом Вена. Мы, австрийцы, находимся в центре Европы. Соседние государства находятся ближе, чем обычно, и это порождает сильные эмоции в отношениях", – отмечает канцлер Австрии Карл Нехаммер.
Эмоции зашкаливают и в соседней Италии. Там проходят многотысячные демонстрации, организованные профсоюзами. В стране рекордная безработица – 10 процентов и рекордная инфляция – около девяти процентов. Чего не было с 1985 года. Да еще Брюссель требует от Рима вместо социальной поддержки повышения налогов и экономии на всем. В то время как тот же Олаф Шольц затягивать пояс передумал. А вместо этого решил накупить газа впрок, чтобы всем хватило, а дефицит топлива не вызывал повышения цен.
"Наша программа в 200 миллиардов евро направлена на то, чтобы избавить граждан от высоких цен на газ, высоких цен на энергоносители. Эта программа крайне необходима", – заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
Однако эти 200 миллиардов будут вынуты из карманов налогоплательщиков Германии. Так что вместо поддержки мерам канцлера немцы устроили митинг перед зданием бундестага в Берлине. Протестующие с российскими флагами потребовали отмены санкций, доступа к дешевым энергоносителям и даже отставки правительства.
Ухода руководства страны в лице президента Макрона потребовали и французы на митинге в Париже. Людям надоело стоять в очередях на заправках в ожидании бензина, на который уходят последние евро.
"Я ищу бензин с прошлой пятницы. Я уехала из Парижа, потому что там его не было. Я поехала на север – там тоже ничего не было. Я уже неделю не могу использовать машину. Кроме того, у меня совсем нет денег. Как я поеду домой?" – вопрошает жительница Парижа Клэр.
Президент Сербии Александр Вучич на вопросы граждан отвечает действенными решениями. В Европе попытались запретить ему завозить российский газ. Танкерами нельзя – восьмой пакет санкций не велит. Прокачка через Хорватию – не вариант, это плюс 20 процентов к стоимости посреднику. Но Вучич нашел альтернативу – подключиться к российскому нефтепроводу "Дружба" через Венгрию. Что потребует строительства инфраструктуры.
"Сербия в ближайшие шесть лет вложит 12 миллиардов динар в энергетическую инфраструктуру. Мы начнем строить нефтепровод протяженностью 128 километров Нови-Сад – Венгрия, чтобы подключиться к венгерским нефтепроводам", – комментирует ситуацию президент Сербии Александр Вучич.
Тем временем по другую сторону Атлантики Джо Байден продолжает оправдывать энергетический кризис внешним влиянием. Он пытается убедить американцев, что это ОПЕК своим сокращением добычи взвинтила цены на топливо в США.
"Система снабжения мировой экономики начинается с Соединенных Штатов и заканчивается Соединенными Штатами. Я не шучу. У нас есть все условия для создания рабочих мест. Однако все, что я хотел сделать для американского народа, могут отнять. Стоимость каждого накрытого стола вырастет, а стоимость бензина поползет вверх из-за того, что русские и саудиты только что сделали", – заявил президент США Джо Байден.
Американские журналисты тут же назвали решение Саудовской Аравии сократить добычу пощечиной Байдену и снова оседлали тему "нефть как оружие". Но Эр-Рияд категорически не приемлет такого рода критику в свой адрес.
"Саудовская Аравия не политизирует нефтяной вопрос. Нефть – это не оружие, это не истребитель, это не танк. Мы смотрим на нефть как на товар. Идея о том, что Саудовская Аравия сократила добычу, чтобы навредить США, абсолютно неверна. При всем уважении причина высоких цен на нефть в США в том, что у вас дефицит переработки, который существует уже более 20 лет", – объясняет министр иностранных дел Саудовской Аравиии Адель аль-Джубейр.
Последний гвоздь в аргументы Байдена вбил ведущий финансовых программ Ларри Кудроу. По его словам, все упирается в цифры. Инфляция превышает восемь процентов, индексация зарплат за ней сильно не успевает. И на ноябрьских выборах в конгресс демократов может снести волной недовольства граждан, которым нечего будет поставить на стол.