Премьер или салат: кто дольше протянет
Кабинет министров Лиз Трасс не просуществовал и двух месяцев, а из него уже покатились головы. Причем какие! В отставку ушел второй по значимости человек в правительстве – министр финансов (он называется здесь канцлер казначейства) Квази Квартенг. Формально им пожертвовали, чтобы успокоить финансовые рынки, которые лихорадит после предложенного им мини-бюджета, но всем понятно, что премьер-министр Лиз Трасс спасает прежде всего саму себя.
Перед отставкой Квартенга срочно вызвали из Вашингтона, где он находился на заседании Международного валютного фонда. На своем посту он продержался всего лишь 38 дней – меньше него в качестве министра финансов проработал только Иен Маклеод, который на 30-й день в этой должности скончался от сердечного приступа. Это случилось в 1970 году.
– Мистер Квартенг, Лиз Трасс должна уйти в отставку?
Вопрос, который британский журналист пытался задать теперь уже бывшему канцлеру, возник не на пустом месте. Опросы общественного мнения показывают, что больше 70 процентов британцев не одобряют работу нового кабинета. Личный рейтинг Лиз Трасс даже хуже, чем у ее предшественника Бориса Джонсона на момент его отставки. Премьер-министром недовольны и внутри правящей Консервативной партии: пошли разговоры о том, что ее могут заменить.
Среди потенциальных преемников звучат фамилии бывшего канцлера Риши Сунака и бывшего министра обороны Пенни Мордонт, которая сейчас представляет правительство в парламенте. 14 октября во время спешно организованной пресс-конференции Трасс заявила, что в отставку она не уйдет.
"Я абсолютно полна решимости выполнить то, что обещала – обеспечить более высокие темпы роста, более процветающее Соединенное Королевство", – сказала Трасс.
Пожертвовав Квази Квартенгом, с которым ее связывали близкие дружеские отношения, Лиз Трасс также отказалась от снижения корпоративного налога – это еще один шаг назад. Отмена собственных решений не добавляет доверия ее кабинету.
Новым канцлером назначен Джереми Хант. В прошлом этот политик не раз баллотировался в премьеры, возглавлял министерства здравоохранения и иностранных дел. Но рокировка возможна лишь один раз: если будут новые ошибки, то дальнейшая замена подчиненных будет уже слабой защитой для Лиз Трасс.
Британская пресса в своих оценках категорична. Таблоид Daily Star предлагает читателям загадку от английских букмекеров, кто дольше продержится: лист салата, который гниет за 35 дней, или Лиз Трасс на посту премьера. Предыдущий премьер-министр, Борис Джонсон защищал себя, переключая внимание на украинские события. Но опросы показывают, что 67 процентов британцев в первую очередь волнует экономика, которая движется в сторону рецессии.
Санкционная политика: мнения в Европе разделились
Те же проблемы – в целом на европейском континенте. Антироссийской санкционной политикой Евросоюз толкает себя в пропасть, пишет испанское издание Rebelión.
"Европа находится на пути к немыслимому ужасу, выступая в последнее время как колония, как держава, подчиненная интересам промышленного и военного аппарата Соединенных Штатов", – пишет СМИ.
Французская Le Monde возвращается к теме разногласий из-за восьмого пакета санкций и называет тревожным сигналом решение Бельгии воздержатся от поддержки итогового документа. Газета отмечает, что даже премьер-министр Венгрии Виктор Орбан никогда не воздерживался во время голосований. Сам Орбан заявил о расколе в Европе по вопросу о санкционной политики. По его мнению, европейские страны находятся сегодня "в эпицентре международной битвы".
"Европа разделена на два лагеря: один верит в санкции, другой считает, что санкционную политику нужно менять, потому что мы в ней увязли", – заявил глава венгерского правительства.
Лондон критикует Париж из-за недавнего заявления президента Эммануэля Макрона, который сказал, что Франция не будет применять ядерное оружие в ответ на его применение на Украине. Британский министр обороны Бен Уоллес воспринял слова французского лидера негативно. Но больше всех удивил своими откровениями глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, пригрозивший России мощным военным ответом.
Журналист Wall Street Journal Лоуренс Норман приводит слова высокопоставленного европейского дипломата, недовольного заявлениями Борреля: "Он сделал заявление, не получив ни от кого соответствующих полномочий, и говорил о вариантах развития, не относящихся к его сфере действия. По этой причине нам остается только пребывать в замешательстве".
Нет единства в расследовании
Еще одним свидетельством растущих разногласий можно считать отказ от совместного расследования аварий на "Северных потоках", которое собирались проводить Швеция, Дания и ФРГ. Немецкий телеканал ARD сообщает, что страны будут работать отдельно.
"Сперва из так называемой совместной следственной группы вышла Швеция, а затем Дания. Сообщается, что шведы выражали обеспокоенность из-за обеспечения уровня секретности работы группы. Теперь каждая страна ведет самостоятельное расследование", – сообщило немецкое СМИ.
В Париже выразили недовольство идеей строительства международного газового хаба в Турции, о чем договорились президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Агентство France-Presse, ссылаясь на источники в Елисейском дворце, сообщило, что Франция считает бессмысленной создание новой инфраструктуры для поставок российского газа, поскольку Европа стремится избавится от такой зависимости. Эрдоган напротив, заявил, что новый газовый центр будет построен.
Турецкого лидера трудно заподозрить в отсутствии прагматичности, а это значит, что не все европейские страны разделяют точку зрения Парижа, которая, кстати, тоже может измениться, когда наступят холода.