Сегодня в Пекине начитает работу ХХ съезд Коммунистической партии Китая. Важнейшее событие проходит раз в пять лет. В китайскую столицу уже съехались 2296 делегатов, чтобы подвести итоги прошедшей пятилетки и определить политический и экономический путь страны на будущее. Кроме того, определится руководящий состав Компартии.
Под звуки торжественного марша и овации в такт глава КНР занимает место в президиуме. Там уже все члены ЦК. И почти 2,5 тысячи делегатов в зале. Китай готовился услышать, по какому пути он пойдет в ближайшую пятилетку. Но ждали речь Си Цзиньпина и во всем мире, на который вторая экономика планеты влияет напрямую. И Си в этом смысле послал сигнал и ему: "Мы должны считать безопасность людей нашей конечной целью, политическую безопасность – нашей фундаментальной задачей, экономическую безопасность – нашим фундаментом, военную, технологическую, культурную и социальную безопасность – важными столпами, а международную безопасность – опорой".
Слово "безопасность" – отметили иностранные журналисты – Си произнес в докладе 73 раза. Китай готов за себя постоять. Отсыл к коллективному Западу, с которым у Пекина сейчас не лучшие отношения. И те успехи Компартии, которые глава КНР перечислял почти два часа, должны были бы убедить: это и есть источник китайского чуда, искоренившего бедность и построившего вожделенное общество средней зажиточности, чего было не удалось без жесткой партийной дисциплины и идеологии. Ее дальнейшее укрепление Си считает важнейшей задачей.
Обязательный атрибут партийного медиацентра – книги об истории Компартии и труды председателя Си. Они переведены на многие иностранные языки, есть, конечно же, и на русском. Чтобы понимать, Китай и его социализм с китайской спецификой были гораздо проще. Центральное место в этом году занимает последнее издание книги высказываний лидера партии.
В устав Компартии – в Китае он важнее Конституции – на съезде внесут поправки, взяв за основу именно мысли Си. С трибуны генсек КПК и глава КНР заявляет: "Народ превыше всего". И народ, который за выступлением следил в прямом эфире (вот школьники в глухой деревушке, и те внимают каждому слову), отвечает взаимностью. Раскрашивая огромные поля партийной символикой и посвящая партии песни.
В китайских передовицах – причем можно взять любую газету, и везде будет одно и то же – в преддверии съезда публикуют материалы о подготовке к нему, а главное – счастливые истории о достижениях страны и отдельно взятых ее граждан, причем не за последние пять лет, то есть за партийный цикл, а за десять. То есть тот срок, что у руля партии стоит Си Цзиньпин.
Еще после прошлого съезда стало понятно: нынешний генсек укрепляет позиции. И в основе партийной системы теперь "Сицентричность". Глава КНР официально – "ядро всей партии". Но главная интрига съезда, кто вместе с ним займется формированием повестки. Перестановок в ЦК, понятно, не избежать, здесь действует негласный возрастной ценз. И действующий премьер Ли Кэцян, ответственный за экономику, уже известно, что через полгода свой пост оставит. Поэтому все внимание в президиуме – кто рядом с кем сел и кто за кем вышел. В китайской политической системе – жесткая иерархия.
Новому премьеру придется решать вопросы открытости экономики, насколько это возможно с политикой нулевой терпимости ковиду, и технологической независимости. На фоне давления США, что снова закрывают для китайских техногигантов рынки и вводят запреты на экспорт полупроводниковых технологий. Такой протекционизм, как и однополярность, Пекин называет губительным для всех мировых процессов.
"Китай твердо выступает против всех форм гегемонизма и силовой политики, менталитета холодной войны, вмешательства во внутренние дела других стран и двойных стандартов. Китай никогда не будет стремиться к гегемонии или заниматься экспансионизмом", – заявил Си.
Если торговля, то открытая. Если сила, то мягкая. Есть, впрочем, "красные линии", когда Китай с этим принципом готов поступиться: тайваньский вопрос – иностранная пресса все ждала заявлений – и они прозвучали.
"Мы искренне и всеми силами настаиваем на перспективе мирного воссоединения, но никогда не станем обещать отказаться от применения силы и оставляем за собой возможность принятия всех необходимых мер, направленных против вмешательства внешних сил и крайне малого числа сепаратистов, выступающих за независимость Тайваня, а также их раскольнической деятельности", – подчеркнул глава государства.
На словах о невозможности независимости Тайваня, отметили журналисты, в зале звучали самые громкие аплодисменты. И это тоже был определенный сигнал: китайцы готовы с оружием отстаивать суверенитет. В конце концов это ведь тоже приблизит Китай к мечте о национальном возрождении, прийти к которой здесь намерены к столетию основания КНР, то есть к 2049-му. Для этого Си предложил поэтапный план. И, судя по всему, сам же и будет его реализовывать. На первом после ХХ съезда пленуме он, почти безо всяких сомнений, в третий раз будет избран генсеком партии, а значит, останется руководителем КНР.