"Мне очень хотелось осмыслить нашу историю и все ее перипетии, драматические страницы, противостояние и взаимодействие с Западом и то, как расходились наши пути. Хотя вышли мы – латинский Запад и православный Восток – из апостольского христианства. И, конечно, я пришла к выводу о том, что мечта отделить Украину и разрушить оплот поствизантийского пространства всегда была и будет у Запада", – говорит Нарочницкая в беседе с Борисом Корчевниковым в студии программы "Жизнь и судьба".
Уже на следующий день после принятия Беловежских соглашений в 1991 году она выступала в академии Генштаба ООН и до сих пор помнит буквально каждое слово из той своей речи. Молодой кандидат наук вышла к генералитету со словами: "Господа офицеры! В этом зале, сверкающем золотыми погонами, приходится мне, женщине, первой сказать, что произошло. Разрушен не Советский союз, а историческое государство Российское. Нас заставляют в уплату за тоталитаризм заплатить тремястами годами русской истории…".
После ее выступления в здании воцарилось гробовое молчание, и лишь один капитан крикнул ей с галерки: "Правильно, Наталия Алексеевна!", а в раздевалке некоторые, озираясь, подходили пожать ей руку.
Ее отец – знаменитый историк Алексей Нарочницкий – не дожил до тех трагических дней. "Он всегда разделял Отечество и государство, понимая, что государство всегда греховно и несовершенно", – поясняет политолог.
"Есть вечное Отечество, и национальные интересы его преемственны, – продолжает Нарочницкая. – И если нация в момент, когда страшная угроза потерять именно преемственную государственность, а не просто государство сегодняшнее, начинает понимать это, она откладывает в сторону свои споры по устроению государства, чтобы защитить Отечество. Так было во время Великой Отечественной войны".
Тогда в одном окопе соединились сторонники и противники революции и вместе проливали кровь за священные рубежи Родины. Все, от верховного главнокомандующего до рядового солдата, бились не за коммунизм, а за свою историю, за деяния своих предков.
"Все это нами сотворено, а значит – наше", – цитирует Карамзина Наталья Алексеевна. – Надо нести с достоинством бремя своей истории, все ее взлеты, падения, грехи и заблуждения. Нельзя ненавидеть свое Отечество".
Как Нарочницкая оценивает личности Ленина, Сталина, Горбачева? Почему называет соотечественников "пламенными"? И какая идея, по ее мнению, может сегодня объединить русский народ? Об этом и многом другом – в студии программы "Жизнь и судьба" на телеканале "Россия 1" и медиаплатформе "Смотрим".