Их имена сейчас — на первых полосах. Букмекерские конторы принимают ставки на очередной политический заезд. А пользователи соцсетей провожают проигравшую язвительными комментариями. Пока же победу празднует салат-латук. Отставка состоялась еще до того, как овощ успел сгнить. Прямую трансляцию этой битвы в Интернете смотрели десятки тысяч британцев. Знаменитый английский юмор – последнее средство для защиты от энергокризиса, которое оставили жителям Королевства бездарные политики, пишет пресса.
Политический кризис в Британии зашел слишком далеко. Премьер-министр Лиз Трасс, не просидев в кресле премьера и двух месяцев, в середине дня вышла к собравшимся у ее резиденции журналистов, чтобы заявить о своей отставке: "Я признаю, что, учитывая ситуацию, не могу выполнить мандат, на который меня избрала Консервативная партия. Поэтому я поговорила с Его Величеством королем, чтобы уведомить его о том, что я ухожу в отставку с поста лидера Консервативной партии".
О том, что ее уход неизбежен, говорили все последние дни, но мало кто ожидал столь стремительного развития событий. Накануне в парламенте она заявляла о том, что никуда не уйдет. Большинство ее коллег считало иначе. В среду в отставку ушла министр внутренних дел Суэлла Браверман. В парламентской фракции консерваторов творилось нечто невероятное – лейборист Крис Брайант утверждает, что некоторых депутатов Консервативной партии силой заставляли голосовать, защищая остатки ее репутации.
Все это привело к тому, что сегодня в середине дня в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит отправился руководитель влиятельного парламентского Комитета консерваторов 1922, Грэм Брэди, чтобы убедить ее в необходимости уйти. Лиз Трасс продержалась всего лишь 44 дня. Остается загадкой, почему члены Консервативной партии решили избрать ее на этот пост. Недоброжелатели прибегали к черному юмору, говоря, что даже королева Елизавета Вторая не смогла пережить такого кандидата.
Возможно, рядовым членам Консервативной партии понравился воинственный стиль а-ля Тэтчер, когда она каталась на танке, или меховая шапка, в которой она разгуливала по Москве. Уже тогда Трасс путалась в истории и географии, рассуждая о нашествиях от татар до монголов и не признавая суверенитет России над Ростовской и Воронежской областями. Министр иностранных дел России Сергей Лавров оценил общение с ней как разговор немого с глухим. Британцам потребовалось больше времени, чтобы оценить ее деловые качества.
С Лиз Трасс в итоге разобрались, но возникает масса других вопросов, начиная с главного, кто будет новым партийным лидером и премьер-министром страны, и технических деталей голосования: объявлено, что все должно завершиться в течение недели, чтобы успеть до того момента, когда правительство должно представить промежуточный бюджет. В Консервативной партии утверждают, что все будет сделано в срок.
Сейчас консерваторы определяются с кандидатами. Нынешний министр финансов Джереми Хант, который считается сегодня ключевой фигурой кабинета, от участия в гонке отказался. Ставки делают на Риши Сунака, бывшего канцлера, который этим летом проиграл Лиз Трасс. Конкуренцию ему может составить представитель правительства в парламенте Пенни Мордонт. В лондонской прессе начались спекуляции на тему возвращения Бориса Джонсона. В оппозиции считают, что всему должен быть предел.
"Это не просто мыльная опера среди верхушки партии тори — это наносит огромный ущерб нашей экономике и репутации нашей страны. Население платит все больше. Поэтому круговорот хаоса больше не может продолжаться. Есть альтернатива — это стабильное лейбористское правительство. И общественность имеет право на свое слово, поэтому всеобщие выборы должны состояться", – считает лидер Лейбористской партии Великобритании Кир Стармер.
Опросы показывают, что консерваторы сейчас сильно отстают от лейбористов. До следующих выборов больше двух лет. Текущие дела в экономике печальны. Попытки нынешнего канцлера Джереми Ханта сбалансировать бюджет, возможно, успокоят рынки – сегодня они положительно отреагировали на отставку Лиз Трасс – но население пока остается один на один с двузначной инфляцией и растущими счетами.
"Крах недолговечного премьерства Лиз Трасс — это симптом сломанной экономической системы и разрушенной демократии. Мы будем продолжать метаться от кризиса к кризису, и обычные люди будут расплачиваться за это до тех пор, пока мы, наконец, не построим общество для многих, а не для немногих", – уверен британский политик Джереми Корбин.
Комментаторы упражняются в остроумии, называя Британию "новой Италией", где правительства меняются одно за другим. Отметился даже старожил премьерской резиденции кот Ларри: "Король попросил меня стать премьер-министром, потому что этот абсурд продолжается уже достаточно долго".
И только министр обороны Бен Уоллес продолжает убеждать коллег в парламенте, что главная угроза Британии – это Россия и украинский конфликт. Вернувшись из США, он решил рассказать об инциденте трехнедельной давности: "29 сентября разведывательный самолет RC-135 River Joint без вооружения совершал рутинное патрулирование над Черным морем, когда был перехвачен двумя боевыми российскими истребителями Су-27. Нет ничего необычного в том, что самолет преследовали. В этом смысле тот день ничем не отличался. Однако во время перехвата один из истребителей Су-27 выпустил ракету вблизи самолета RC-135 River Joint без визуального контакта с целью. В общей сложности инцидент длился 90 минут. Патрулирование было завершено, и самолет вернулся на свою базу".
Уоллес сообщил, что после этого инцидента полеты британских разведчиков были приостановлены, но теперь возобновлены и проводятся в сопровождении истребителей. Представитель Лейбористской партии Люк Поллард, который является теневым министром обороны, заявил, что случившееся говорит о том, что важно избегать эскалации и ошибок в оказании той помощи, которую предоставляет Украине Великобритания.