Очевидно, Валдайская речь Путина заслуживает того, чтобы ее изучали в университетах по всему миру. Уверен, что многие на планете слушали ее с пониманием и внутренним откликом: да ведь все так и есть! Просто не решались говорить такое. Путин решился.
Но не менее интересны были и ответы на вопросы. Это всегда особый жанр, требующий упругости мысли с обеих сторон. Не думаю, что на такое способен сегодня хоть один западный лидер. Там как-то все больше штампы и ляпы.
Не предполагает вроде бы Валдайский клуб конкретных прогнозов на завтрашний день – здесь больше про концепции и мироустройство в целом – но когда угрозы ему настолько серьезны, можно и отойти от неписанных правил.
- Мир действительно находится на пороге возможности применения ядерного оружия? И как в этих условиях будет себя вести Россия?
- Мы ведь инициативно ничего никогда не говорили по поводу возможного применения Россией ядерного оружия, а только намеками отвечали на те заявления, с которыми выступали лидеры западных стран. Госпожа Лиз Трасс прямо сказала: "В обязанности премьер-министра входит возможное применение, и я сделаю это". Понимаете, и никто ведь никак не отреагировал! Допустим, она ляпнула – девушка немножко не в себе. Как можно такие вещи говорить публично?! Ведь молчат все! Что касается России, у нас есть Военная доктрина, пусть ее прочитают, – заявил Владимир Путин.
Здесь – как водится – каждый услышал то, что хотел. Британцев взбудоражила президентская оценка Лиз Трасс. Немецкий Spiegel достал с полки фейк годичной давности о том, что Путин якобы угрожал Шольцу ударом по Берлину. Не понять из Валдайской речи вообще ничего сумел только главный человек Вашингтона.
- Президент Путин сказал, что у него нет намерений применять химическое или ядерное оружие на Украине. Вы ему верите?
- Если у него нет таких намерений, то зачем он продолжает говорить об этом? – сказал Джо Байден.
Зачем его страна провоцирует конфликты в промышленных масштабах, у Байдена, конечно, уточнять не стали. Хотя вопрос как никогда актуален для обоих полушарий планеты.
- Интересно ваше мнение по поводу российской позиции о растущей напряженности между Китаем и США по поводу Тайваня.
- Тайвань, безо всяких сомнений, – неотъемлемая часть Китайской Народной Республики. Мы всегда придерживались этой позиции, и она у нас не меняется. Все телодвижения провокационного характера, связанные с посещением Тайваня высшими должностными лицами Соединенных Штатов, воспринимаются у нас в России не иначе как провокация. Зачем надо было тащиться этой бабушке в Тайвань, чтобы провоцировать Китай на какие-то ответные действия? В то время, когда они с Россией никак не могут урегулировать отношения из-за того, что происходит на Украине. Бред какой-то просто, – считает Путин.
"Мы высоко ценим позитивное заявление президента Путина. В условиях сложной и изменчивой международной ситуации китайско-российские отношения сохраняют динамичный импульс развития. Эти отношения строятся на принципах неприсоединения, неконфронтации и содействуют развитию обеих стран и пользе обоим народам", – заявил Ван Вэньбинь, официальный представитель МИД КНР.
Уже после тайваньского вояжа упомянутая Путиным Пелоси успела заехать в Ереван. Подробности проектов мирного урегулирования между Азербайджаном и Арменией на Валдае прозвучали впервые. Москва, говорит Путин, предлагала Еревану выйти из пяти районов Азербайджана. Вашингтон – суверенитет Баку над Карабахом в целом.
"Мирный договор, конечно, нужен, и мы поддерживаем мирное урегулирование, как и делимитацию границы, и полное урегулирование пограничного вопроса, мы – за это. Вопрос, какой вариант избрать. Это дело Армении, армянского народа и армянского руководства. В любом случае какой бы ни был выбран вариант, если это приведет к миру, мы – только за. Но мы не собираемся ничего навязывать, мы не можем и не собираемся Армении что-то диктовать. Но, безусловно, нужно договариваться с Азербайджаном. Надо, чтобы эти договоренности были приемлемы и для другой стороны – для Азербайджана. Это очень сложный, тяжелый вопрос", – подчеркнул глава российского государства.
Созданный дискуссионным клубом "Валдай" сегодня – в эпоху "культуры отмены" – стал одной из немногих культурных площадок, на которой в том числе западные эксперты могут свободно высказать другую точку зрения. Увидеть президента, поговорить с ним и задать свои вопросы собрались участники из 40 стран.
"Огромное количество людей в Северной Америке считает, что диалог с Россией важен. Я приведу пример. У демократов в США нехорошие перспективы на промежуточных выборах. И вот они публикуют письмо с призывом к переговорам, которое было написано еще в июне, чтобы получить поддержку избирателей сейчас. В Европе тоже очень многие понимают, что их проблемы – результат санкций их правительств. Путин десятилетиями пытается наладить мосты с Западом. Но если политики предыдущего поколения вроде Меркель его понимали, то сейчас ситуация поменялась", – считает Радика Десаи, профессор Университета Манитобы (Канада).
Иногда "прорывает" и бонз. Начал же что-то понимать Макрон, возмутившись ценой на газ из США, которая для Европы вчетверо выше внутреннего американского рынка. Возмутился — и ничего. Слова президента одной из богатейших стран, члена Совбеза ООН, "большой семерки" и НАТО в Вашингтоне пропустили мимо ушей. И не в первый раз.
"Непростые события вокруг Сирии, когда начинались, приехал один из лидеров, я с ним встречаюсь. Договорились, что мы будем делать, как мы будем делать. Конкретно: вот это, это, это я сделаю. От нас из Москвы он полетел в Вашингтон. Вернулся в Париж ‒ все забыто. Как будто и не было никаких договоренностей. Как разговаривать? О чем? Тогда лучше прямо звонить в Вашингтон. Вот и все", – сказал Путин.
- Вы незадолго до начала боевых действий разговаривали с президентом Макроном, у него в кабинете сидели журналисты, по громкой связи все это транслировалось. Вы к таким вещам как относитесь?
- Отрицательно. Я считаю, что существуют определенные форматы общения между главами государств и их надо соблюдать, иначе пропадает доверие к тому, что делает партнер, – заявил Путин.
- Вас не предупреждали?
- Конечно, нет.
- А теперь, когда Макрон звонит, вы уточняете, кто у него там рядом?
- Нет. Теперь исхожу из того, что кто-то слушает.
Те, кто под таким диктатом жить не хотят, уже сформировали альтернативные центры силы. Китайская экономика американскую с года на год обойдет. Индия по покупательной способности стала третьей и нагоняет. Подтягиваются Бразилия, Мексика, Индонезия, Иран. Очень быстро растут Аргентина и Саудовская Аравия. Последняя, по мнению Путина, – готовый кандидат в БРИКС.
- Сейчас на Западе пишут очень много, что Мухаммед бен Сальман Аль Сауд из-за вас американцам хамит.
- Это неправда. Он – человек молодой, решительный, с характером – это очевидные факты. Ему не надо хамить, и тогда в ответ не услышите жестких оценок с его стороны, вот и все. Надо уважать и наследного принца, и саму Саудовскую Аравию, и они будут отвечать тем же. Тем же будут отвечать и тем, кто им хамит. А что касается нас, это полная чушь, потому что вообще и наследный принц, и все саудовское руководство руководствуются своими собственными национальными интересами, – подчеркнул Владимир Путин.
Возможно, именно поэтому в Эр-Рияде нет проблем со светом. В отличие от Европы, где в угоду санкциям скоро в прямом смысле начнут отмораживать себе уши.
"В голову пришел анекдот. Мне один приятель из Германии его рассказал недавно. Семья. Сын спрашивает у папы: "Почему так холодно?" А он говорит: "Потому что Россия напала на Украину". Ребенок спрашивает: "А причем мы здесь?" "А мы ввели санкции против русских". "Зачем?" "Чтобы им было плохо". "А мы что, русские?" – пошутил Путин.
Но если ту же Германию от дешевых энергоносителей отключили, взорвав нитки "Северных потоков", то Молдавии досталось уже от Украины, которая отказалась принимать транзит.
"Молдавская сторона не согласилась с позицией "Газпрома" и настаивала на ценовых преференциях. "Газпром" уперся, потом господин Миллер вышел на меня, изложил позицию и заявил, что считает свою точку зрения правильной. Я попросил его пойти навстречу молдавской стороне, имея в виду экономические и финансовые возможности молдавского государства. "Газпром" пошел навстречу правительству Молдавии и заключил контракт на поставку газа на молдавских условиях. Платить надо, конечно. Это же само по себе, мне кажется, очевидным является. Вы сказали, что свет погас в Кишиневе. Непонятно, почему он погас, мы точно к этому не имеем никакого отношения", – отметил Путин.
19-я валдайская дискуссия так или иначе раз за разом возвращалась к украинскому кризису, разрешить который, говорит Путин, можно, если решать будут авторы.
- Один из моих любимых городов в постсоветском пространстве – это Одесса. Через два года тогда я должен спросить российскую или украинскую визу? – спросил один из журналистов.
- Одесса может быть и яблоком раздора, и символом разрешения конфликтов. Вопрос не в нас. Мы же много раз сказали, что мы готовы к переговорам. Но руководители киевского режима приняли решение не продолжать переговоры с Российской Федерацией. Правда, решающее слово за теми, кто реализует эту политику в Вашингтоне. Очень просто решить эту проблему: дать соответствующий сигнал в Киев, что они должны поменять свою позицию и стремиться к тому, чтобы решать эти проблемы мирным путем, – подчеркнул глава государства.
За три с лишним часа президент ответил на полсотни вопросов со всех континентов. Более чем достаточно, если желание слушать есть.