Немецкие коммунальщики обратились с открытым письмом к канцлеру, предупредив, что могут вообще прекратить работу из-за неподъемных цен на энергоносители. Есть ли еще шансы у Европы выйти из энергетического кризиса?
Канцлер что-то делает неправильно: уже 55 процентов опрошенных немцев считают, что он не справляется. Поэтому важно не оставлять попыток убедить граждан, что источник нынешних проблем находится где-то вне федеральной канцелярии и даже за пределами Германии.
"В октябре инфляция в Германии составит более 10 процентов, что невообразимо высоко, и поэтому наши усилия справедливо сосредоточены на мерах по поддержке граждан и компаний, чтобы они могли справиться с последствиями очень высокой инфляции, вызванной войной России против Украины", – заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц.
Инфляция более десяти процентов была рекордной за 70 лет не только в октябре – она была такой и в августе, и в сентябре, и самое неприятное, что и в ноябре тоже будет. Ожидается, что завтра немецкие власти одобрят пакет субсидий на сумму 91 миллиард евро, а также план ограничений цен на газ: по льготному тарифу население сможет приобретать до 80 процентов топлива, промышленность – до 70. Разницу энергетикам компенсирует государство. Хорошо, но мало. И поздно.
"Остается еще очень много вопросов и их будет становиться еще больше. Все лето было потрачено впустую, поэтому власти действуют теперь под колоссальным давлением из-за нехватки времени. Решения по ограничениям на цены приняты слишком поздно для наступающей зимы", – считает представитель парламентской группы ХДС/ХСС по вопросам климата и энергетической политики Андреас Юнг.
"В январе и феврале людям также нужно будет согреваться, но план действий на эти месяцы еще не выработан, и в этом большая проблема. Люди не понимают, как они проживут эту зиму", – говорит представитель партии "Левых" Мартин Ширдеван.
Недостатком субсидирования экономики, чем планирует заняться правительство Шольца, можно считать то, что делается это, во-первых, в долг, то есть отдавать придется все равно налогоплательщикам; во-вторых – эти пакеты помощи из десятков и сотен миллиардов евро имеют все шансы оказаться не разовой акцией, а перманентным явлением в ближайшие год-два; в-третьих, размеры этих пакетов будут зависеть от рыночной цены.
Катар, на который Европа пытается делать ставку как на одного из ключевых поставщиков СПГ, по-другому работать не будет. Министр энергетики Саад Аль-Кааби прямо сказал, что никакие ценовые ограничения, в том числе на российский газ, не принимаются.
– У решения ввести ограничения на цены много последствий. В первую очередь это разрушает рынок, во-вторых, это отпугивает инвесторов нефтегазовой отрасли. Свободный рынок – это всегда лучшее решение. Европейцы пытаются регулировать рынок против всяких законов конкуренции и вводить ограничения по ценам для продавцов, – сказал Аль-Кааби.
– То есть вы считаете, это немного двуличный подход?
– Это не "немного", а очень двуличный подход.
В Берлине как раз и опасаются, что потолок цен приведет к отсутствию газа – оттого, к неудовольствию той же Франции, не соглашаются на них. Надеются на то, что уж немецкий бюджет выдержит бремя новых долгов. Другого выхода нет. Вслед за химическим гигантом BASF, объявившем о переносе части бизнеса в США, в Штаты потянулись другие – производители алюминия, стекла, керамики, цемента и стали. Об этом пишет Газета Handlsblatt. Оклахома пригрела Lufthansa, Aldi, Siemens, штаты Джорджия и Алабама – производство электромобилей и люксовых моделей BMW, Porsche, Mersedes; Volkswagen объявил о намерении инвестировать в США более 7 миллиардов евро. О релокации части производства задумались в концернах Bayer и Evonik. Массовая безработица – невеселая перспектива для немецких профсоюзов и работодателей.
"Нам срочно нужны послабления для компаний, чтобы они могли продолжать производство. Компании не могут просто переложить повышение цен на рынок. Отмена заказов и перенос производства – вот результат. То, что уже сейчас является проблемой, в долгосрочной перспективе может означать, что часть энергоемких рабочих мест, особенно промышленных, будет постоянно перемещаться за границу", – сказал президент Конфедерации объединений немецких работодателей (BDA) Райнер Дюльгер.
В отличие от промышленного сектора, сельское хозяйство и пищепром никуда не переедут – умрут стоя, ведь это в офисах можно снизить температуру до 18 градусов, а свиньям, например, круглый год нужны плюс 25. Цены на удобрения, нехватка персонала, засушливое лето и отсутствие кормов также разгоняют инфляцию. В общем, как водится, по осени начинают считать: газета Bild, например, задалась вопросом, а кто и сколько раз соврал народу. В рекордсменах здесь "Зеленые", а особенно – министр экономики Роберт Хабек.
"Прежде всего, Хабек, лидер партии Рикарда Ланг и министр окружающей среды Лемке выбрали идеологию вместо борьбы с кризисом. Хабек и Лемке проигнорировали аргументы в поддержку АЭС от своих собственных экспертов, а на главу общества по ядерной безопасности в министерстве Лемке надели намордник после критики отказа от АЭС", – пишет Bild.
В последние месяцы Хабек несколько раз говорил, что Германия справится без атомных станций – на сегодняшний день их осталось всего три, и те планировалось закрыть 31 декабря. Впрочем, выяснилось, что они все-таки пригодятся. Хабек вынужден был подчиниться решению канцлера и продлить эксплуатацию АЭС как минимум до апреля. Но тут выяснилось, что топлива хватит только до нового года, и заказать стержни никто не удосужился, да и бессмысленно это все теперь, потому что на исполнение заказа понадобится от года до полутора лет. То есть чистая профанация – у страны нет этого ресурса. Так можно ли доверять "Зеленым"? Вопрос, который, наверное, должны задать все, кто сегодня ведет дела с Германией.
"Сейчас мы наблюдаем, как многие страны пытаются расширять сферы своего влияния в различных частях света не только методом военного насилия, но и посредством экономических сделок, под которыми скрыта сеть зависимостей – как в Европе, так и здесь, у вас в Центральной Азии. Мы настроены на другие экономические отношения – справедливые, честные, без скрытых планов", – заявила министр иностранных дел Германии Анналена Бербок.
Бербок, которая сейчас находится в турне по Средней Азии, накануне уговаривала казахских партнеров держаться поближе к Германии и подальше от России и Китая.
С Россией понятно, а вот прозрачные указания на КНР как минимум неосторожны. Очень скоро канцлер Шольц собирается с инаугурационным визитом к председателю Си Цзиньпину и берет с собой крупнейших предпринимателей – договариваться о взаимных инвестициях и торговле. Более того, чтобы все прошло гладко на прошлой неделе была одобрена сделка по продаже китайским инвесторам доли в Гамбургском порту, а на этой должна быть закрыта история с приобретением китайцами немецкого предприятия по производству микрочипов – критически для них важного на фоне американских санкций.
И тут возникает Бербок со своими намеками, да еще в регионе, который Китай рассматривает как сферу собственных интересов. Через много десятилетий после объединения миру снова приходится иметь дело с двумя разными Германиями. Одна Германия, представленная во власти как раз "Зелеными" и большей частью немецких либералов, готова до конца следовать в русле вашингтонских установок, чем бы это все ни закончилось, а вот вторая – социал-демократы, партия Шольца – осознает собственную несамодостаточность. На практике это выливается в то, что их желание освободится от какой-то одной зависимости выливается в немедленные поиски новой. Одна из двух Германий когда-нибудь возьмет верх.