В Польше, где реальные зарплаты упали больше всего в ЕС – на 14 процентов, недовольные собрались в центре Варшавы. Протестующие подожгли тележки с углем, чтобы привлечь внимание к нехватке топлива, которое стало для многих поляков непозволительной роскошью.
Пока политическая обстановка в Европе накаляется, температура воздуха, наоборот, падает. После аномально теплого октября с двухнедельным опозданием пришли холода. Все страны, у которых есть хранилища газа, начали его оттуда выкачивать. Цены сразу же пошли вверх. Если на этой неделе тысяча кубометров стоила 225 долларов, то в контрактах на завтра, на понедельник, стоит сумма в 2 раза больше – 580 долларов. А в контрактах на декабрь за тысячу кубов просят уже одну тысячу 400 долларов.
Астрономические счета за энергию этой зимой получит и население, и предприятия Европы. Правительство требует жесткой экономии – расходы урезают даже экс-канцлеру Ангеле Меркель. А бизнес уже готовится к бегству. Десятки крупнейших немецких компаний сейчас выбирают, куда переносить производство – в США или Китай. На этом фоне особое внимание всех мировых агентств на неделе было приковано к визиту канцлера Германии в Пекин, куда он отправился в сопровождении капитанов немецкого бизнеса, несмотря на ропот из Вашингтона, Брюсселя и даже из собственного правительства. Почему Олаф Шольц, понимая все риски, решился на этот бунт?
При всем обилии событий в Германии главный вопрос – зачем Шольц ездил в Китай. Формальный повод – 50-летие установления дипотношений. Сутки в пути, ожидание результатов ПЦР-теста в гостевом доме, потом двухчасовая встреча с председателем КНР без рукопожатия через огромный стол, который журналу Focus напомнил о том, как Шольца принимали в Москве. В общем, прохладно для такого значимого юбилея. Как часть ответа на вопрос о целях визита, можно принять звучащую в СМИ версию, что Шольц выполнял роль посланника коллективного Запада, который должен был донести до председателя Си Цзиньпиня несколько принципиальных вещей. Например, необходимость надавить на Россию.
"Я сказал президенту Си, что для Китая важно оказывать свое влияние на Россию. Речь идет о соблюдении принципов устава ООН, с которыми мы все согласились, – таких принципов, как суверенитет и территориальная целостность каждой страны, которые также важны для Китая", – пояснил Олаф Шольц.
Что важно для самого канцлера? В первую очередь, большая открытость китайского рынка для немецких товаров и инвестиций. Позицию КНР на этот счет сформулировал товарищ Ли Кэцян – премьер-министр КНР, которому Си Цзиньпин поручил миссию проведения совместной пресс-конференции.
"Отношения между Китаем и Германией продолжают развиваться здоровым и стабильным образом, – констатировал премьер-министр Китая Ли Кэцян. – Мы считаем, что это послание миру, что мы будем совместно защищать многосторонность и поддерживать многополярность мира, и что мы будем совместно поддерживать свободную и равноправную торговлю".
Многополярность мира – с этим трудно смириться неоколониальным политическим элитам Запада, но немецкий бизнес быстрее осознал себя в ситуации, когда просто невозможно не принять новые правила.
В поездке канцлера сопровождали руководители десятков ведущих концернов и банков Германии – Volkswagen, Deutsche Bank, BASF, BMW, Siemens, Adidas. Отчасти справедливо, что это не Шольц их, а они Шольца затащили в Пекин.
Не нравится им то, к чему дело идет.
"В США и ЕС рассматривают вопрос введения экспортных ограничений против КНР. Союзники сотрудничают в вопросе ограничения экспорта в Москву, и администрация президента США Джо Байдена изучает возможность использования некоторых аналогичных методов обмена информацией и координации правоприменения для того, чтобы усилить собственные двусторонние ограничения на экспорт в Китай", – отмечает Bloomberg.
Количество опорных точек для экономического роста Германии стремительно сокращается: и с Китаем вот-вот могут случиться санкции – еще пара пакетов на голову европейскому бизнесу, чтобы побыстрее задохнулся. То, что сейчас с ним – еще не агония, но мучительный процесс умирания идет полным ходом. Промышленные гиганты – химические и автомобильные концерны Германии – планируют открывать новые производства в США и Китае, а на родине закрывать в связи с потерей рентабельности.
"Инфляция не берет паузы, все дорожает и дорожает. Я вам говорю, в этом году брокколи станет идеальным подарком на Рождество, если так и дальше пойдет", – в эфире Heute Show шутит ведущий.
Хотя Германия в числе середнячков по инфляции – десять с половиной процентов – но такой не было 70 лет, и все говорит, что будет только расти. Канцлер пытается успокаивать, но от таких успокоений, наверное, становится только страшнее.
"Очень важно, чтобы мы поддержали граждан перед лицом огромного роста цен. Мы делаем это с помощью 200 миллиардов евро, которые мы используем исключительно для субсидирования цен на электричество, газ и централизованное отопление. Ясно одно, что это не приведет к снижению цен до уровня, который был до начала агрессивной войны России против Украины. Но это будет повышение, которое не будет таким огромным, как то, что некоторые люди получили в качестве счета, где они боялись: "Я никогда не смогу это оплатить", – заявляет канцлер ФРГ Олаф Шольц.
200 миллиардов евро, о которых говорит Шольц, никто не видел – их еще нет в природе, потому что семилетние государственные облигации, через продажу которых планируется аккумулировать средства, идут из рук вон плохо. Тем не менее, правительство намерено из бюджета погасить декабрьские счета граждан за газ, а с первого февраля ввести то, что называют "газовым тормозом", то есть субсидировать 80 процентов потребления домохозяйств и 70 процентов расхода в промышленности. Но все это пока обещания, а на руках у населения тарифы на 2023 год.
На неделе люди начали получать письма от домовладельцев, который уведомляли их о том, что в следующем году стоимость отопления вырастет еще на 212 процентов. То есть, если средняя немецкая семья, проживающая в одном из районов Берлина, раньше тратила 1300 евро в год на этот вид коммунальных услуг, то теперь это будет уже четыре тысячи. В качестве ценного совета предлагается снизить температуру в помещениях. Каждый градус – минус 235 евро. Возможно, это было бы для кого-то решением, но ведь придет отдельный счет за cвет – где-то еще 3-4 тысячи евро. То есть, на оплату ЖКХ обычное домохозяйство должно будет зарезервировать два месячных дохода.
Правительство козыряет тем, что газовые хранилища заполнены на 95 процентов, в связи с чем цена на топливо заметно упала относительно летних пиков, но она снова сорвется вверх, когда начнется более активный отбор газа, и проснется экономика Китая, которая пока находится в режиме ковидных ограничений. И вот тогда никакой "газовый тормоз", даже сделанный в Германии, уже не удержит экономику от падения в пропасть неплатежей и банкротств.
В этом смысле поездка немецких предпринимателей в Пекин, что бы не предполагал Шольц, может быть даже связана с желанием присмотреться к новому месту под солнцем. Для бизнеса нет принципиальной разницы между федеральной землей Бавария, провинцией Гуандун и штатом Оклахома – он идет туда, где выше прибыль. Разница есть для политиков.
"Принимая во внимание развитие Китая, мы должны совместными усилиями не допустить повторения ошибок прошлого в политике по отношению к России, – призывает в Мюнстере глава дипломатии Германии Анналена Бербок. – Важно понимать и сознавать, что Китай изменился за последние годы. Китай помимо партнера в международных вопросах, стал конкурентом и намного более сильным соперником в вопросах международного порядка".
Поездка Шольца в Китай, компания, в которой он туда отправился, по факту противоречат вашингтонским установкам, за соблюдение которых в Германии отвечают "Зеленые". В конце концов, и канцлер когда-то выступал за вывод американских баз из Германии, но в результате эволюции стал трансатлантистом до корней волос, но только теперь он вновь вынужден маневрировать, стараться разложить оставшиеся яйца по разным корзинам.
С "Зелеными" все значительно проще – много десятилетий назад американцы разглядели в них полезный потенциал, превратили их в лоббистов европейской деиндустриализации в интересах и в пользу США. Бербок постаралась сделать так, чтобы Шольца в Пекине воспринимали как вражеского парламентера.
"Между Шольцем и Беброк 7700 километров и политический холод: в вопросах России, Китая, Украины. К тому времени, как Шольц взлетел, Бербок уже рассказала ему, что делать и что можно. Публично. Наша политика по отношению к Китаю должна поменяться. Читай – его, Шольца, политика. Шольц и Бербок – дуэль в борьбе за мир, в вопросах внешней политики напряжение чувствуется уже несколько месяцев. Бербок уже давно хочет поставлять танки на Украину, Шольц не позволяет. Когда канцлер одобрил сделку по продаже части гамбургского порта Си Цзиньпину, Бербок демонстративно раскритиковала сделку через службу протокола", – ставит точки над "i" публикация в газете Bild ("Бильд").
Волевым решением о продаже китайской компании COSCO доли в гамбургском порту Шольц хотел создать благоприятный фон для предстоящего визита, в связи с чем немецкий МИД направил в офис немецкого канцлера ноту протеста.
При этом министерство экономики, которое возглавляет также зеленый деятель Роберт Хабек начинает тормозить продажу китайским инвесторам завода по производству микрочипов в Дюссельдорфе. Одобренная канцлером сделка ожидалось на этой неделе. Такие высокие отношения. С другой стороны, не могли они сидеть, закрыв рот и сложа руки, когда вот-вот приедет "дорогой Тони" – госсеркретарь США Энтони Блинкен. В конце недели Бербок принимала коллег из стран Большой семерки (G7). Ничем сенсационным это мероприятие не отмечено. Две вещи. Первое, шеф евродипломатии Жозеп Боррель припомнил перлы гебельсовской пропаганды. Разве что перепутал имена генералов.
"Зима приближается. И Путин ждет, что генерал Зима придет и поддержит российскую армию", – заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Не Зима, а Мороз – хотя смысл тот же. И второе, Бербок собрала коллег в Мюнстере. Не просто так собрала. В 1648 году здесь закончилась 30-летняя война, которую из-за масштаба некоторые историки считают нулевой мировой. И общались министры в здании городской ратуши – в зале, где был подписан знаменитый Вестфальский мир, положивший конец жуткому кровопролитию. Блинкена об этом заранее предупредили, чтобы он мог изречь что-то пафосное.
"Вестфальский мир заложил фундаментальные принципы международных отношений, те самые принципы, которые сегодня оспариваются Россией, когда речь идет об Украине, а это территориальная целостность и суверенитет наций", – неожиданно переиначил историю государственный секретарь США Энтони Блинкен.
Без ухмылки слушать такое от госсекретаря США может только хорошо подготовленная аудитория. А были подготовлены не только участники встречи, но и стены аудитории. С одной из них убрали переживший многочисленные войны и нашествия крест 1540 года. Сейчас Бербок говорит, что не знает, кто это сделал, но тот, кто сделал, поступил правильно. Им не пришлось грешить перед Распятием.