Несколько десятков метров по коридорам изолятора из одиночной камеры до допросной. По этому маршруту бывший боевик полка "Азов" (запрещен в РФ) Игорь Головань и его сообщник из "Правого сектора" (запрещена в РФ) Игорь Петров теперь ходят регулярно. Они – ценная добыча и важный источник информации для российских спецслужб.
- За что задержаны?
- Хотели подорвать электростанцию.
- По чьей задаче?
- По задаче ГУР.
ГУР – главное управление разведки ВСУ. Противник опытный и опасный. Неоднократно устраивало теракты и диверсии в Крыму, Донбассе и на освобожденных территориях. В этом же случае диверсию не просто предотвратили, диверсантов и их кураторов переиграли.
- Была получена информация в отношении двух жителей Бердянска, которые планировали проведение диверсионной акции на электроподстанции города с целью вывести ее из строя и обесточить ряд социальных объектов и жилых домов.
Это фрагмент первого допроса: фигуранты обескуражены и напуганы, отвечают не задумываясь.
Игорь Головань полтора года был снайпером в составе полка "Азов" под Донецком. Уверяет, что толком и не повоевал, держал позиции под обстрелами ополченцев. Тем не менее, ветеран АТО. Начало военной спецоперации застало его в Бердянске. Сразу же перешел на нелегальное положение, скрывался полгода, подыскивая способ перебраться на подконтрольную Киеву территорию.
- Связался со своим старым другом, позывной "Гречка", он передал мой контакт сотрудникам ГУР. После этого они связались со мной и начали разрабатывать план для дальнейших диверсий.
В качестве подельника он привлек своего знакомого по клубу футбольных фанатов Игоря Петрова. Тот тоже повоевал в Донбассе от "Правого сектора", был десятником в националистической организации Нацкорпус. Для этого даже прошел специальные курсы.
- Учили украинскому национализму, это были лекции по истории Украины, по истории национализма и психология. Физподготовка, ножевой бой, тактический бой.
После начала СВО остался в Бердянске, то ли не смог уехать, то ли специально, как спящая ячейка. В любом случае, Игорь Петров не прятался и свободно передвигался по городу. Поэтому именно он проводил разведку объекта.
Взрывчатое вещество в условном месте забрал Петров. Двойка поджидала переброски недостающих элементов для взрывного устройства и инструкции по его сборке. Но уже активно обсуждала новые объекты для терактов. Вот лишь один скриншот переписки с киевским куратором: целью должен был стать либо мэр, либо кто-то из чиновников новой власти.
"Подумайте, кому вы могли бы подложить? В зависимости от значимости персоны будет зависеть размер довольствия", – писали им кураторы.
Об эвакуации обоих боевиков ни слова. А ведь именно для этого они якобы пошли на диверсию. Получается, после станции планировали остаться.
За ними был установлен оперативный контроль. При подготовке к финальной стадии оперативниками вместе со спецназом их задержали. В ходе обысков были обнаружены взрывчатка, боеприпасы. В другом схроне были обнаружены гранаты наступательного и оборонительного назначения и патроны.
Вели их несколько месяцев. Оперативникам было важно выяснить контакты киевского подполья и механизмы снабжения оружием и взрывчаткой.
- У нас был еще один схрон у человека дома. Это было в начале спецоперации. На нас вышел сотрудник СБУ и второй человек, сотрудник нацкорпуса. Солощенко Александр. Передал нам гранаты.
- Для чего?
- Хотели оказывать сопротивление российским войскам.
Татуировки со свастикой у обоих. Но если у первого ее не сразу и разглядишь, она стилизована под буддийское дерево жизни, то второй свою свастику перебил.
Свастику демонстрирует украинский националист с русской фамилией Петров. В его роду не было бандеровцев или власовцев. Чтобы такой русский украинец мог в 21 веке просто появиться на свет, в Великой Отечественной войне воевали его предки.
