Известный контур. Одна из узнаваемых вершин на ландшафте столицы. И, пожалуй, самая загадочная – высотка на Красных Воротах. Её часто называют "высотка МПС" – участок принадлежал железной дороге.
Главный её советский обитатель – Министерство транспортного строительства. Внизу – вход в метро, а обойдёшь – внушительная жилая часть с особыми квартирами в 5 комнат, со вторым входом для прислуги. Небольшой двор, псевдо-античная ротонда и огромное подземелье.
Мы находимся под высоткой на Красных Воротах. В её подземном гараже. Чужие машины показывать не будем, за исключением одной – ГАЗ-М20 "Победа". В модном двухцветном исполнении: вишня-беж. Между прочим – она ровесница самой высотки.
В 1947-м году стали обсуждать – какая Москва будет завтра. Склонялись к величественному генплану 35-го года. Выступал глава Моссовета – Попов, главный архитектор города – Чечулин, но окончательное решение принималось в другом кабинете. Это мы сейчас говорим – "сталинская Москва", подразумевая годы строительства. Тогда этим словам предавали другое значение.
Газета "Вечерняя Москва" вела регулярные репортажи со стройплощадки. 1950-й. Отмечался передовой труд каменщиков, сварщиков, монтажников. Как здесь писали – верхолазов. Эта высотка оказалась одной из самых сложных, самых дорогих, и самых крепких.
"На один квадратный метр – 39 килограммов стали. Вы её даже не снесёте. Просто затраты на то, чтобы её снести, значительно будут превышать затраты на её строительство. Это действительно очень качественная архитектура", – уверяет Мария Василёнок, экскурсовод, культуролог, историк архитектуры.
Конечно, эта монументальная достопримечательность возникла не на пустом месте. Во-первых, здесь родился Лермонтов. Чье имя некоторое время носила станция метро. Но "Лермонтовская" была переименована снова в "Красные Ворота". Ведь три с половиной столетия центром притяжения внимания была та самая Триумфальная арка в стиле барокко, установленная ещё по распоряжению Петра Первого для встречи русских солдат, возвращающихся с Полтавской битвы. Она несколько раз горела, перестраивалась. И в 1927 году прошлого столетия всё-таки была разрушена, хотя московские архитекторы были против. И потом строить здесь что-то большое и высокое не позволяли геодезические условия.
Всё из-за плавучих грунтов и станции метро глубокого заложения. Одно, вроде бы, противоречит другому – но инженерная мысль: грунт заморозили и возвели высотку с креном. Главное было правильно всё рассчитать. Когда грунты оттаяли – башня встала в вертикальное положение.
Мы идём с внучкой автора проекта знаменитого архитектора А.Н.Душкина в том месте, где в 77-м было записано его последнее интервью.
"В архиве сохранились его многочисленные письма и обращения в верхние инстанции: о нарушениях содержания дома, о небрежении к его уникальности", – вспоминает Наталья Душкина, архитектор, историк архитектуры, внучка архитектора А.Н.Душкина.
Что в 70-х, что сейчас – высотка не знала ремонта. Никогда. Мы идём – как раньше говорили – с управдомом по тем лестницам, фотографии которых когда-то печатали в газетах.
Трубы гниют, рамы тоже, всё это давно пора менять, это давно пора делать. И этот массивный декор сегодня уже довольно опасен.
А вот – кусочек балкона, который прилетел когда-то с четвертого этажа. Но это же объект культурного наследия. Здесь можно проводить только капитальный ремонт – реставрацию.
Методом фотографического обмера обмеряли плитку метлахскую, которая применялась в этом здании. Каждый подъезд имеет уникальный декор.
"Здесь применяются материалы реставрационного характера. В принципе, в этом году и в начале следующего года мы заканчиваем проектировать полноценно, и уже следующем году, как только закончим проектирование – приступаем к строительно-монтажным работам", – заверил Даниил Лосин, начальник управления по объектам культурного наследия Фонда капитального ремонта.
Сейчас лазерными лучами измерили все дефекты. Говорят, после ремонта высотка МПС станет светлее. Примерно такой, какой она была в 50-х, когда 7 первых небоскрёбов Европы почти одновременно выросли в Москве и стали её символами.