По всей Московской области таких пещер множество, и предприимчивые граждане водят туда туристов. За немалые, конечно, деньги. И чем только это не заканчивается – от потери ориентации в пространстве и травм, до многочасовых поисковых операций МЧС. А ведь туда приводят даже детей. Как работает этот подпольный аттракцион?
Поскольку мы люди совершеннолетние, мы несём ответственность за жизнь и здоровье свои самостоятельно. Это первое, о чём нас предупреждает экскурсовод до начала спуска. При этом ни инструктажа, ни правил техники безопасности, ни снаряжения. Каски у нас нет, наденем шапку.
Через люк спускаемся на глубину 4 метра. И дальше по очень узкому тоннелю, не зря его называют "Кошачьим лазом", пробираемся в центральную часть Сьяновских каменоломен. Протяжённость этих рукотворных пещер больше 20 километров. Когда-то тут добывали известняк для строительства белокаменной Москвы. Сейчас по лабиринтам водят нелегальные экскурсии. Три тысячи рублей с человека.
Гид раздаёт карты, но сориентироваться по ним под силу только опытным спелеологам. В пещере множество тоннелей и ходов. Здесь очень легко заблудиться. Поняв, что мы ходим кругами – гид останавливает экскурсию.
Один из самых громких случаев – когда два года назад в Сьяновских каменоломнях потерялась группа детей. Выбраться из пещеры самостоятельно они так и не смогли. На помощь им вышли сотрудники МЧС. К счастью, всех спасли.
"Сложность спасения осуществлялась тем, что из одного канала вырастало сразу несколько. Каналы уходили, как вверх, так и вниз. Были сужения, были, присутствовали "бутылочные" проходы, так же была возможность обрушения нестабильных грунтов, была возможность наличия газа, который при использовании открытого огня мог произвести взрыв", – поясняет Сергей Иванченко, заместитель начальника территориального управления № 14 ГКУ МО "Мособлпожспас".
Но, несмотря на все запреты, экскурсии в опасные пещеры продолжаются, каждую неделю Сьяны посещают десятки людей. И если у нас это редакционное задание, признаться, ни я, ни оператор просто так, по своему желанию, сюда бы не спустились. А многие идут в подземелье за адреналином. Есть даже двухдневные туры с ночёвкой, спальные мешки раскладывают прямо на камнях. Устраивают тут даже вечеринки.
Хотя в этих лабиринтах по-прежнему теряются, застревают, ломают ноги и руки. Случаи были разные. И МЧСовцы тут народ доставали. И вот эти группы искали: и детские, и взрослые. И несчастные случаи случались.
А вот что на этот счёт думает спелеолог с 50-летним стажем. Показываем ему наши кадры. "Старые выработки, тем более заброшенные выработки – там всегда есть риск того, что они обвалятся. Причём могут обвалиться и просто на голову, ну это редко, а бывает, что обваливают и закрывают выход", – поясняет Евгений Снетков, член правления Союза спелеологов.
Ещё одна пещера, популярная среди любителей острых ощущений. Гурьевские каменоломни – на границе Московской и Тульской областей. В народе их ещё называют Бяки. С 15-го века здесь производилась добыча редкого мраморного известняка.
Задачу усложняет тяжёлая сумка с резиновой лодкой – она нам понадобится чуть позже. Весь маршрут должны пройти часов за пять, если ничего не случится, осторожно предупреждает нас гид. Он честно признаётся, что сам не спелеолог и опыта большого нет. При этом на его экскурсии всегда полная запись.
Здесь очень популярны детские экскурсии. Очень много детей водят, детям здесь интересно.
Пробираясь через все эти сырые тёмные тоннели, невольно возникает вопрос: кто эти родители, которые собственноручно приводят сюда своих детей.
Отсюда людей зачастую вызволяли спасатели. Вот один из случаев: девушка не рассчитала собственные силы и застряла.
Чем дальше, тем опаснее. В какой-то момент путь нам преградила груда камней, видимо обвалившихся недавно.
Часть пещер затоплена. Поэтому в программе есть и настоящий экстрим – "Сплав по подземному озеру". Экскурсовод надувает лодки и пускает нас одних в свободное плавание. Нам сказали, что нужно лечь и проплывать медленно, лишь бы не застрять.
"Вот сейчас вот она перевернётся, например, и чего? Второй будет её спасать? Тоже перевернётся. Они в темноте останутся по горло в воде там. Можно и захлебнуться. Ой, прям смотреть страшно, честно говоря", – признается Евгений Снетков, член правления Союза спелеологов.
Случись что, аптечки рядом нет, а возвращаться обратно – это ещё часа два. Телефон под землёй тоже не ловит. Все эти маршруты под запретом. Ответственность за тех, кто спустился под землю, никто не несёт. Поэтому опытные спелеологи настоятельно рекомендуют воздержаться от таких экскурсий и не испытывать лишний раз судьбу.