Но главный удар по влиянию Запада в Персидском заливе был нанесен в Эр-Рияде. Там Китай и Саудовская Аравия заключили стратегические контракты и решили развивать сотрудничество в военной сфере.
Еще недавно эти объятия и улыбки нельзя было и представить, как и вообще эту встречу саудовского принца и катарского эмира Аль Тани, которому соседи по Персидскому заливу из-за давних политических споров не были готовы подать и руку. Но первый китайско-арабский саммит усадил за круглый стол всех. Уж слишком важен партнер, который к тому же еще и зашел с козырей.
"Китай продолжит увеличивать импорт нефти и сжиженного природного газа из арабских государств Персидского залива, укреплять сотрудничество в области разработки нефтегазовых месторождений, а также экологически чистых и низкоуглеродных энергетических технологий", – заявил Си Цзиньпин.
Главная новость, призванная хоть как-то стабилизировать ситуацию на мировом нефтяном рынке. Особенно после того, как Запад установил для России ценовой потолок. Не случайно же саудиты были так против увеличения нефтедобычи, чтобы сохранить оптимальный баланс, и это так не понравилось Вашингтону. Там до сих пор приходят в себя от увиденного накануне приема китайского лидера. А новости с полей саммита огорчили еще больше.
"Визит Си Цзиньпиня в Саудовскую Аравию уже приносит свои плоды: две страны подписали всеобъемлющее стратегическое соглашение", – сообщает CNN.
Слова "всеобъемлющее" и "стратегическое" Вашингтон пугают. Такими же Пекин называет партнерство с Москвой. А тут целый Ближний Восток.
"Обе стороны уже обсуждают возможность проводить некоторые сделки в китайской валюте. Это также может бросить вызов так называемой нефтедолларовой системе, что может критически отразиться на позиции доллара как основной международной резервной валюты. В некотором роде это давнее желание Си изменить мировой порядок во главе с США", – говорят журналисты.
"Неправильно думать, что встреча на высшем уровне Китая в арабских странах направлена на то, чтобы противостоять Соединенным Штатам и бросить им вызов на Ближнем Востоке. Взаимодополняемость между Китаем и арабскими государствами естественна. Арабский мир располагает необходимой нам энергией, в то время как у нас есть возможности для строительства инфраструктуры, которые нужны арабам. И у нас есть вся промышленная цепочка", – поясняет директор Китайской академии арабских исследований университета Нинся Ли Шаосянь.
Масштаб китайских возможностей как раз сейчас оценивает Катар, принимающий чемпионат мира по футболу. Стадион, фанзоны и городки для спортсменов, не говоря уж о сувенирах, – все made in China. И разговор с катарским эмиром Си начинает с футбола.
Теперь это одна команда – Китай и арабский восток. У главы КНР сегодня вообще переговорный марафон: египетский президент Ас-Сиси, лидеры Кувейта и Ирака, глава Палестины. Как пишет китайская пресса, все больше стран понимают, что, когда США начинают говорить о безопасности, то безопасностью тут и не пахнет. Потому и ориентируются на Китай, с которым сегодня подписали важные документы о создании совместного инвестиционного совета и центра ядерной безопасности.