Тема:

Главные события 27 минут назад

Ставка Запада на ослабление Москвы и Пекина не сработала


AP

Опасной провокацией назвал китайский МИД инцидент с американским военным самолетом, который пытался нарушить воздушное пространство КНР. Как раз сегодня внешнеполитическое ведомство Китая возглавил новый министр, у которого огромный опыт общения с США. Как Пекин намерен объяснить Вашингтону, что американцам нужно прекращать попытки проверить, насколько прочна оборона страны?

Это случилось еще неделю назад, но только сейчас Пентагон решился обнародовать кадры. Китайский истребитель Shenyang J-11 перехватывает американский самолет-разведчик над Южно-Китайским морем, отчего у американских военных перехватило дух. В опасном сближении (дистанция – всего шесть метров, причем Shenyang J-11 шел с полной боевой нагрузкой, видны две ракеты класса "воздух-воздух" с инфракрасным наведением, еще две – с радиолокационным) США ожидаемо обвинили Китай, добавив, что инцидент лишь усилил напряженность, которой между Пекином и Вашингтоном и так хватает.

"Китайцы демонстрируют, что они рассматривают западную часть Тихого океана как китайское озеро. Они продолжают расширение и не хотят никакого вмешательства от кого-либо", – сказал Джэк Джейкобс, полковник армии США в отставке.

Под расширением американцы имеют в виду и обустройство спорных территорий, которые Пекин считает своими. В США даже опубликовали снимки. Но это в Пекине расценивают как желание Штатов самим контролировать регион, называя той самой гегемонией, противостоять которой на дипломатическом уровне в Китае теперь будет новый министр – до сегодняшнего дня – посол КНР в США Цинь Ган.

Китайские интернет-пользователи давно восхищаются его выдержкой, вспоминая интервью, где всего за пять минут ведущая CBS перебила дипломата 23 раза. Предыдущий глава МИДа Ван И, судя по всему, займет место куратора внешней политики при ЦК – в Китае этот пост выше. Но от смены министров внешнеполитический курс КНР не изменится. Перед тем как сложить полномочия, Ван И обозначил его восемь главных принципов. От великого возрождения китайской нации, включающего объединение с Тайванем, до "поддержки духа борьбы" – тут – о противодействии иностранному вмешательству. Отдельно – об украинском вопросе.

"Мы придерживались правильного направления продвижения мирных переговоров, искали решение, которое устраняло бы как симптомы, так и коренные причины проблемы, и твердо стояли на страже мира вместо того, чтобы раздувать пламя конфликта", – подчеркнул Ван И.

С началом конфликта на Украине Запад требовал от Пекина присоединиться к антироссийским санкциям или хотя бы надавить на Москву. Но Китай не просто занял нейтралитет, но и постоянно напоминал о необходимости учитывать озабоченность России своей безопасностью и том, что Запад сам спровоцировал Путина на силовое решение. Такие же провокации – считают в Пекине – все чаще происходят и в отношении Китая. Из последних – очередная оружейная сделка с Тайванем. Госдепартамент США одобрил продажу противотанковой системы постановки мин Volcano на 180 миллионов долларов. Техника старая, но Пекин на всякий случай уже показал, как может ответить, отправив к острову военные самолеты.

"Военная деятельность армии Китая направлена на сепаратистскую деятельность "независимости Тайваня" и вмешательство внешних сил с целью защиты национального суверенитета и территориальной целостности. Везде, где происходят акты игнорирования исторических фактов и раскола страны, армия Китая проводит военные операции", – сказал Тан Кефей, официальный представитель Министерства национальной обороны КНР.

В Пекине отчетливо видят: Запад нацелен на ослабление не только России, но и Китая. Взять недавнее заявление замглавы Госдепа о том, что Штаты рассматривают КНР в качестве соперника, который намерен изменить международный порядок. Но ставка на ослабление Москвы и Пекина в экономическом плане у Запада не сработала. Это отмечают даже эксперты Foreign Affairs: "Вседозволенность, с которой Вашингтон оперировал этими карательными мерами, вызвала сопротивление мира".

Среди наиболее убедительных ответов Москвы и Пекина на санкционную политику Штатов западные эксперты отмечают не только отход от доллара, но и разработку платежных систем, к которым уже присоединились почти полторы тысячи банков из более чем ста государств, а также постепенное внедрение цифровой валюты. И это – лишь часть механизмов для обеспечения как минимум финансовой независимости.

Подводя дипломатические итоги года и определяя векторы следующего, Китай не забывает о необходимости нормализации диалога со Штатами и важности тесных контактов с Европой. Но на первое место своей внешней политики ставит все-таки Москву, называя отношения с Россией крепкими, как монолит. Все потому, что, как любят говорить сами китайцы, стоим мы "спина к спине". И, как показывают последние события, эти спины надежно прикрыты.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.