Байден назвал это "позором", Трамп призвал поддержать главного кандидата.
Кресло председателя пустует. Бессменная Нэнси Пелоси в свои 82 года решила дать дорогу молодым. Только ушла не на покой, а лишь пересела из президиума в зал. Рядовой конгрессмен голосует с галерки.
Пелоси отдала свой голос за Джеффриса. Хаким Джеффрис – это новый лидер демократов в Конгрессе. С партийной дисциплиной у них все в порядке: и все 212 демократов, как один, голосуют за своего.
"Мы едины, и мы все поддержим Хакима Джеффриса на пост спикера", – подтверждает конгрессмен, член демократической партии США Пит Агилар.
Но демократов слишком мало, чтобы посадить в кресло человека от своей партии. В нижней палате у них 212 мест, а для избрания спикера нужно минимум 218 голосов. Большинство за республиканцами, но оно такое скромное, что их 222 голосов не хватает, чтобы договориться между собой. Сразу 19 однопартийцев не поддерживают своего лидера Кевина Маккарти.
– Вы продолжите бороться за место спикера, лидер Маккарти?
"Да! Я не собираюсь никуда уходить. Вы что больной?" – задает встречный вопрос конгрессмен Маккарти.
Кевин Маккарти – лидер республиканцев в последние несколько лет. В теории его должны без лишних слов выбрать спикером, но политику приходится убеждать соратников. На встречах, которые до последнего шли за закрытыми дверями, некоторые товарищи по партии ему диктовали свои условия.
"Вчера вечером мне предоставили единственно возможный способ получить 218 голосов, – рассказывает лидер республиканцев в палате представителей Кевин Маккарти. – Если я предоставлю определенным членам определенные должности, определенные полномочия, чтобы они могли расставлять членов комитетов, иметь определенные бюджеты. Но это не про Америку. Я буду бороться за то, чтобы на первом месте был американский народ, а не несколько индивидуумов, которые хотят чего-то для себя".
Кресло спикера от Кевина Маккарти закрыло крайне правое крыло республиканцев. Это те, которые с первых дней работы Конгресса готовы взяться за осушение вашингтонского болота: собираются распутать весь клубок криминальных дел отца и сына Байденов, хоть завтра готовы объявить импичменты членам администрации.
"Мы не испытываем радости от того дискомфорта, который вызываем своим нежеланием голосовать за Кевина Маккарти. Но если вы хотите осушить болото, вы не можете поставить самого большого аллигатора всем заправлять. Мы бы предпочли единство целей, но мы не позволим однопартийцам управлять этим городом без борьбы. Очень мало разницы между Нэнси Пелоси и Кевином Маккарти, который стремится получить пост. А мы хотим перемен", – поясняет конгрессмен, член республиканской партии Мэтт Гаетц.
Несговорчивых республиканцев Маккарти пытался умаслить. Говорил, что уйдет с поста спикера по первому требованию партии. Но это не сработало. Недовольных оказалось достаточно. Их могучая кучка сорвала голосование. Такого в Конгрессе не было сто лет.
"Они остановили Маккарти, потому что решили, что он недостаточно консервативен, чтобы встать во главе конгресса после Нэнси Пелоси. И конечно же они правы. Маккарти не особенный консерватор. Он гибкий. Его электорат – это лоббисты. Если вы наивны, то, да, смотреть на это невыносимо. Но, справедливости ради, это политика! У Маккарти много сильных сторон, а быть спикером очень трудно, когда страна так разделена. И Маккарти идеально подходит для этой должности", – рассказывает журналист Такер Карлсон.
Но несогласные выдвигают альтернативных кандидатов от партии, которые и оттягивают на себя голоса. Призывают, например, голосовать за республиканского активиста Джима Джордана, тот всех просит объединяться вокруг Маккарти. Чехарда, а ведь выбирают третьего человека в стране!
"Обычные американцы сидят дома, смотрят телевизор и думают, что не так с этими людьми?! Ха-ха! Мы выбрали их, мы дали им деньги. У нас, у республиканцев, наконец-то есть большинство, а они не могут поладить друг с другом", – поясняет сторонница республиканской партии.
Кто расшатал республиканское большинство на каналах демократов – долго не гадали. Припомнили Маккарти дружбу с Трампом. Конгрессмен был горой за президента на слушаниях в Конгрессе, поддержал его и после штурма Капитолия 6 января, приехав на обед в Мар-а-Лаго.
"Нет другого пути, кроме как быть верным, абсолютно преданным Дональду Трампу. Макарти думал, что иначе он не станет спикером. Это была его ошибка. Он получил поддержку Трампа, но она оказалась не важна. Мы видим сейчас, как республиканцы готовы подняться и идти против Трампа. Трамп – причина того, что сейчас происходит. Но Маккарти выбрал путь, и он завел его сюда", – продолжаются обсуждения.
Маккарти не выбрали ни с первого, ни со второго, ни с третьего раза. С каждой попыткой результаты становились только хуже. Поначалу его не поддерживали 19 однопартийцев, к ночи их было уже 20. А ведь он уже занял освободившийся после Пелоси кабинет спикера палаты представителей. Благодаря радикальному крылу партии, он сидит там пока на птичьих правах.
"Я бы на месте Кевина Маккарти беспокоился о том, что делать, если я стану спикером. Смогу ли я объединить эту партию, смогу ли работать с таким Конгрессом. У Пелоси была сложная ситуация два года назад, но она быстро объединила власть. Думаю, для Маккарти это будет сделать намного труднее", – рассуждают в Конгрессе.
Партийная верхушка назвала позором ситуацию с выборами спикера. Последние сутки потратили на консультации с главными спонсорами республиканцев. Известно, что Маккарти снимать свою кандидатуру не собирается, а значит голосовать будут до победного. Хоть несколько месяцев, с чем конгресс уже сталкивался.
"С 1789 года 14 раз на выборы спикера понадобились две попытки и более. Рекордным стали 133 голосования за кандидатуру спикера в 1855-1856 годах, тогда голосование шло два месяца", – напоминает исторические факты телеведущий.
Ведущий умолчал о том, что муки с выбором спикеров Америка переживала в первой половине XIX века, когда накопившиеся противоречия разошлись за пределы Капитолийского холма, вспыхнула гражданская война. Сейчас там назначены очередное, уже четвертое за сутки, голосование. До тех пор, пока кресло спикера кто-то не займет, законотворческая работа не начнется. Конгресс парализован.