А в креслах палаты – образы цепных псов: сначала едва не дошло до драки, а потом звонил Трамп, но было уже не до него – в кабинете меняли вывеску с Пелоси на Маккарти. Получается, знали заранее?
Стартанул Маккарти дерзко: оглашая приоритеты работы Палаты представителей, ни разу не упомянул Украину, намекнув на "прекращение расточительных трат администрации Байдена". Тратить время на самого Байдена не хотят даже в Ватикане: покойный папа Бенедикт XVI завещал запретить президенту США присутствовать на его похоронах.
Выборы спикера под плач младенцев и смех подростков. С семьями избранные конгрессмены традиционно приходят на первое заседание принимать присягу. Но у 118-го созыва торжество откладывалось. Голосование рисковало затянуться настолько, что дети могли заметно подрасти. 14 попыток, три дня подряд и нулевой результат. У политиков нервы сдавали, друг от друга несогласных силой оттаскивали, хотя все они – соратники по партии. У республиканцев в Палате представителей – большинство, им определять председателя.
"Мне предоставили единственно возможный способ получить 218 голосов, если я предоставлю определенным членам определенные должности, определенные полномочия. Но я буду бороться за то, чтобы на первом месте был американский народ, а не несколько индивидуумов, которые хотят чего-то для себя", – заявил Кевин Маккарти, лидер республиканцев в Палате представителей.
Против Кевина Маккарти – радикальное крыло партии. Те, которые пришли в Конгресс, осушать вашингтонское болото. Считают, Маккарти во власти так давно, что и его репутация подмочена. Они спорят, а Конгресс не работает. Без спикера нижняя палата парализована.
"Это не моя проблема, но просто смущает, что они так долго разбираются друг с другом. И весь остальной мир смотрит на то, можем ли мы взять себя в руки", – сказал Джо Байден.
Демократу Байдену не с руки торопить начало работы Конгресса. Среди республиканцев, взявших власть, – много желающих расследовать темные бизнес-схемы президентской семьи.
"Я хочу возглавить Юридический комитет. Вы меня знаете, ребята, я люблю допрашивать свидетелей и доставать правду для американского народа". Так политик Джим Джордан ответил на вопрос о готовности возглавить Палату представителей. Перебирая альтернативных кандидатов, противники Маккарти даже до Дональда Трампа дошли. Чудили, кстати, самые преданные сторонники бывшего президента, но когда он попросил их угомониться, огрызнулись: "Мой любимый президент звонил нам и сказал, что нам нужно заканчивать с этим. Но я думаю, все должно быть по-другому, президент должен сказать Кевину Маккарти: сэр, у вас нет голосов, пришло время уйти".
Впервые за сто лет сорвав голосование, горстка несговорчивых политиков сорвала и для себя неплохой куш. Устроили скандал, а потом кочевали с канала на канал, объясняя, что все это значит. Лорен Боберт в титрах значится как избранный конгрессмен, то есть еще не полноправный. Палата не начала работу, но республиканцы, взявшие верх, свои порядки уже установили. Со входов в Капитолий убирают рамки металлоискателей. Они появились там два года назад, 6 января после поражения Трампа на выборах, толпа его сторонников пошла на штурм Капитолия отменять результаты. Больше ста офицеров получили ранения. Пока они сдерживали толпу, охрана по подземным тоннелям эвакуировала политиков в безопасное место.
В годовщину члены Конгресса вышли на ступени вспомнить тот день. Пятеро полицейских не были убиты, они умерли при весьма загадочных обстоятельствах днями позже. Суициды, внезапные проблемы со здоровьем... Единственная жертва во время штурма – это застреленная охраной Капитолия безоружная трампистка Эшли Бэббит. В годовщину смерти дочери ее мать пришла на Капитолийский холм. Памятный митинг женщине провести не дали, в наручниках увезли в участок. Для власти, связанные с нападением трамписты, – террористы.
Хотя Гай Реффит из Техаса в Капитолий даже не входил, не бил полицейских, получил 7 с лишним лет за решеткой за воспрепятствование правосудию. По самому большому делу в истории американской юстиции проходят около тысячи человек. Завтра начнется процесс над Ричардом Барнеттом, который пробрался в кабинет Нэнси Пелоси и оставил у нее на столе послание в нелитературных выражениях.
Теперь по итогам 15-го голосования в этом кресле будет сидеть Кевин Маккарти. Чтобы получить заветный молоток, Маккарти пришлось пойти на многие уступки. Согласился уйти с поста по первому требованию, даже если хоть один соратник по партии потребует сложить полномочия. Этой поправкой спикера могут запросто шантажировать, и коллапс, подобный нынешнему, в Конгрессе, вероятно, случится не раз. Впрочем, республиканцы эпопею с выбором председателя назвали торжеством демократии. Демократы готовы поспорить: "Катастрофа выборов 2022 года продолжается. Это происходит, потому что республиканцы жутко облажались на выборах осенью. Они должны были побеждать с преимуществом в 30, 40, 50 мест, брать сенат. Должна была быть красная волна, которую предсказывали. Они этого не сделали и сейчас усугубляют проблему тем, что выглядят как полные дураки перед всем миром. И встает логичный вопрос: если они не могут проголосовать даже за спикера палаты, как они будут выглядеть, когда настоящие вопросы встанут перед Конгрессом?"
Потолок госдолга вроде бы договорились не поднимать, и демократы, привыкшие принимать бюджет не по средствам, уже хватаются за головы. Собирается отказаться новый Конгресс и от увеличения военных расходов. В 2023 году они останутся на уровне 2022-го. Комитет по обороне, вероятно, возглавит Мэтт Гаетц. "Дни бесконечных денег и вооружений для Украины сочтены. Я не буду голосовать больше ни за один доллар для Украины. Я не буду голосовать больше ни за одну единицу вооружений для Украины. Мы слишком запутались в этом конфликте", – заявил Гаетц.
Но особо предприимчивые конгрессмены на украинском конфликте неплохо заработали. Как узнали журналисты, политики закупили акции оборонных компаний, а потом начали голосовать за предоставление Киеву военной помощи. Сможет ли новый состав Конгресса не на словах, а на деле умерить аппетиты ненасытной военной машины, – вопрос открытый.