Две недели назад в нашей программе мы рассказывали об артистах, которые предпочли утечь из России после начала спецоперации. Актер Смольянинов тогда заявил, что пошел бы воевать на стороне Украины, а если бы встретил на поле боя своего коллегу по фильму "Девятая рота" Сослана Фидарова, то стрелял бы в него.
Еще мы показали ответ скрипача группы "Аквариум" Андрея Решетина (Рюши) Борису Гребенщикову, который выручку от своих концертов направлял на нужды ВСУ. Александр Рогаткин разыскал на передовой и Сослана Фидарова, и Рюшу. И вот какой разговор получился.
На берегу Днепра, изрезанном окопами и минными полями, звучит волшебная скрипка, и знаменитая мелодия в перерывах между артиллерийскими канонадами растекается над водной гладью великой русской реки. Кто бы мог подумать, что линия фронта пройдет и по Днепру, и по "золотому городу" нашей общей памяти: Андрей Решетин, скрипач группы "Аквариум", станет участником специальной военной операции, а сам Борис Гребенщиков окажется в других окопах: будет давать концерты в Европе и собирать деньги для Украины на войну с Россией? Говорит, что набрал уже столько, что хватит на два танка Abrams.
- На самом деле то, что сделал Боб, – это акт войны, – считает Андрей Решетин.
- Ведь то оружие, которое купят на его деньги, на эти 12 миллионов...
- Будет стрелять по мне.
- Он это понимал?
- Я не думаю, у Боба совершенно уже не те мозги в его 70 лет, как были, когда он был совсем молодой. Он так далеко не понимает, так далеко не думает.
Андрею Решетину, тому самому Рюше из золотого состава "Аквариума" 1980-х, уже самому под 60, но пошел записываться добровольцем, потому что не мог иначе. Его определили в творческую бригаду, и теперь он с другими военными артистами ездит по передовой с концертами в старой "буханке".
Жена, конечно же, его не отпускала, но тут разве удержишь? Слезы любимой остановить не смогли. Сегодня на барочной скрипке он играет в землянке для мобилизованных бойцов сюиты XVIII века и, словно сам Иоганн Себастьян Бах, спускается в окопы под Херсоном.
Он стал известен, сыграв в сериале "Таинственная страсть" юного поэта Вознесенского. Евгений Павлов по повестке мобилизован, попал в часть, прошел мобилизационные курсы 49 дней. А, на 50 меня приказом перевели в Первую фронтовую творческую бригаду.
Воюет словом и исполнитель главной роли из патриотического фильма "Девятая рота" Артур Смолянинов, но уже на другой стороне. "Если бы я и пошел на эту войну, то именно на стороне Украины", – признается он. Артур не может простить Сослану Фидарову, игравшему с ним в "Девятой роте", что тот ушел сражаться на Донбасс добровольцем.
Фидаров сейчас со своими земляками из осетинского добровольческого батальона – в Запорожской области. А Смолянинов, так органично смотревшийся в роли петлюровского прихвостня в сериале "Белая гвардия", похоже, из роли этой так и не вышел. Фидарова он обещал даже застрелить при встрече. Впрочем, цену словам Смолянинова Фидаров знает хорошо и на съемках уже пытался поставить его на место.
- Правду говорят, что на съемочной площадке ты уже пару раз заезжал по лицу Смольянинову?
- Бывало такое, что непонимания у нас были. Почему? Потому что на площадке всякое бывает. И с Артуром тоже бывало, – ответил Фидаров.
И для Смолянинова, и для Гребенщикова война эта началась только в прошлом феврале. Фидаров здесь уже с 2014 года, когда мирные города Донбасса расстреливались из гаубиц украинской армией.
Осетинский батальон держит позиции под Васильевкой. Недавно этот участок фронта продвинулся вперед на несколько километров: Здесь вся Россия: Башкирия, Бурятия и, конечно же, много горцев – чуть дальше стоит чеченский спецназ "Ахмат-Север". Пулеметчик Сослан из батальона "Алания" приехал в любимой папахе
Их все задели слова Бориса Гребенщикова, что артисты, которые выступают с концертами на фронте, делают это ради денег и прочих благ от власти.
- Вы обогатились?
- В 2017-2019 годах мы уже начали ездить в Горловку, в Луганск, в Донецк. Мы это делали за свои деньги, разумеется, ни о каких гонорарах не шло речи, – заявил Андрей Решетин. – Если твой мотив по жизни – деньги, то тебе не сюда. Здесь нет этого мотива, здесь мотив – служение Отечеству, а не стяжание.
Он долго вынашивал ответ Гребенщикову. Исписал несколько страниц. Вычеркивал, переделывал.
- А он ответил вам на это письмо?
- Ответил через жену. Мы обменялись несколькими письмами абсолютно частными. Он говорит: я столько путешествовал по Украине вместе с тобой, там фашистов каких-нибудь там видел? Говорю: я сейчас езжу и вижу школы, вижу, что за книги в этих школах. Там основная идея – батька наш Бандера. А Бандера – это фашизм! – возмущен Решетин.
Вот уже и ответ получен, но в голове до сих пор крутятся слова старого друга: "Когда я вижу фотографии уничтоженного русскими города, я часто вижу концертные залы, в которых я играл. Это места, которые я хорошо знаю".
"Там, где мы выступали, уже все разбомблено. Борькины песни – это наше наследие, это наше сокровище. И мы это ни в коем случае никому не отдадим, и мы это будем петь. Я бойцам говорю, когда они говорят, да мы не можем больше. Мы же всю жизнь любили Гребенщикова. Я говорю, я с вами. Можете петь", – сказал Решетин.