Тема:

Москва. Кремль. Путин 4 дня назад

20 лет американских вторжений: куда Вашингтон завел планету

Сегодня ровно 20 лет с момента заседания Совета безопасности ООН, которое изменило течение современной истории. В 2003 году теперь уже бывший госсекретарь США Колин Пауэлл с трибуны тряс пробиркой со словами: "Одной чайной ложки сухого порошка спор сибирской язвы хватило осенью 2001 года, чтобы закрылся сенат США". Программа "Москва. Кремль. Путин" предлагает вспомнить хронологию событий.

А у Ирака, убеждал американский госсекретарь, еще более опасного оружия, намного больше. Как прокомментировал через 10 лет Владимир Путин: "И даже показывал нам какую-то пробирку с белым порошком. Все это оказалось несостоятельным аргументом".

Никакого химического оружия нет. Невероятно, удивительно, но факт остается фактом. Имело место вранье на высоком государственном уровне и с высокой трибуны ООН.

Ботинки, летящие в президента США, – страшное оскорбление, особенно в арабском мире. Оценка от простых иракцев того, что Вашингтон сделал с их страной.

"Саддам Хуссейн – это угроза для американцев, угроза для соседей, он также угроза для самих иракцев", – заявляет Джордж Буш-младший, бывший президент США.

Вашингтон тогда впервые, пожалуй, занял безоговорочную позицию: не слушаем никого, кто возражает. Хотя против вторжения в Ирак высказались и Франция, и Германия и, конечно, Россия.

"Вы нас сейчас пытаетесь втянуть в дискуссию о том, что будет, если война начнется. Сам факт начала этой дискуссии как бы должен говорить о том, что это неизбежно. Россия против войны, и я на данный момент времени не хочу обсуждать эту тему", – так комментировал события в 2003 году Владимир Путин, находясь с визитом во Франции.

Разрешение споров подобного рода может происходить исключительно на базе международного права и в рамках Совета безопасности ООН, это вопрос ключевой, более важный, чем сам Ирак.

"В уставе ООН нет ничего, что позволяло бы Совбезу принимать решения по изменению режима в той или иной стране. Нравится нам тот режим или нет", – напоминает Путин.

Пожалуй, впервые после окончания холодной войны мировое сообщество столкнулись со столь тяжелым кризисом – опасностью расшатывания основ глобальной стабильности и международного права.

"Совершенствовать систему, сложившуюся за последние годы – систему международной безопасности, приспосабливать ее к новым реалиям, но ни в коем случае не допустить ее разрушения, потому что ничего другого у нас нет", – уверен российский лидер.

Но США ничего не слушают и тогда так торопились начать вторжение, что обращение президента Буша вывели в телеэфир раньше времени, и все увидели, как его причесывают.

Важно, конечно, помнить, что тогда, к марту 2003, прошло всего 1,5 года с момента чудовищных терактов 2001 года.

"Объяснений здесь много. Одно из них заключается в угрозе, которую чувствовали сами США, в уязвленности национального самолюбия после терактов 11 сентября и в необходимости самоутвердиться. Не думаю, что это было сделано лучшим образом, но это один из побудительных мотивов и это надо понимать. Но вы знаете нашу позицию: она была не только последовательной, но и достаточно жесткой", – заявил Владимир Путин.

Военная операция в Ираке – это большая политическая ошибка. Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, по которому сильный всегда прав, имеет право на все, а при выборе средств для достижения целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права – принцип незыблемости суверенитета государства.

"Одна из целей, на мой взгляд, поставить под контроль нефтяные запасы этой страны", – так оценил политику США в Ираке российский лидер.

К моменту начала операции Ирак не представлял никакой опасности ни для соседних государств, ни для других стран и регионов мира. Поскольку после 10-летней блокады являлся слабой страной как в военном, так и в экономическом измерении.

"Мы до сих пор не знаем, были эти средства массового уничтожения у иракского режима или не было их. Находки со стороны Альянса не могут быть признаны легитимными, какими бы они ни были. Будут они или нет", – отметил Путин.

Не нашли вообще ничего. И спустя годы, когда число жертв бойни, терактов и вспыхнувшей гражданской войне в Ираке превысило миллион, признали: ошибка вышла.

"Я понимаю, что ничего уже нельзя изменить, но я хотел бы, чтоб разведданные тогда были другими", – сказал Буш.

"А потом выяснили, что ошиблись. Потом сказали: нас разведка подвела. Ничего себе: разрушили страну! Разведка подвела. Оказывается, не было никакого там оружия массового уничтожения", – подчеркивает Путин.

"Данные разведки, сделанные в то время, оказались ошибочными. И народ, который мы хотели сделать свободным, наоборот, стал жертвой терроризма", – заявил Тони Блэр, премьер-министр Великобритании в 1997 – 2007 гг.

"И террористы, которых не было раньше в Ираке, они теперь там появились", – указал Путин.

Бывшие офицеры армии Саддама Хуссейна и сотрудники спецслужб – они перекочевали и с их помощью создавался ИГИЛ.

Потому что США не только свергли Саддама, они еще и многократно глумились над ним. Бывшего лидера унижали в прямом телеэфире, показывая в самых неприглядных видах, а потом так же публично повесили.

"Совсем недавно был казнен Саддам Хуссейн. Но что ему инкриминировали? Расправу над жителями шиитских деревень – 148 человек, а за время боевых действий в Ираке уже погибли более 3000 американцев, а счет жертв мирных жителей уже идет на сотни тысяч. Разве можно сопоставить одно и другое?" – задает вопрос Путин.

"Когда война закончилась, Ирак стал суверенным государством со свободными людьми", – это мнение экс-президента США Барака Обамы.

Однако даже спустя 20 лет на улицах Ирака неспокойно.

"Я рассказывал Владимиру о своем желании способствовать развитию демократии в разных частях мира. Скажем, как в Ираке, где есть свобода прессы", – говорит Буш на пресс-конференции с Путиным.

"Нам бы, конечно, не хотелось, чтобы у нас была такая демократия, как в Ираке, скажу честно. Но мы действительно много говорили на эту тему", – добавляет Путин.

Рассказывать про установление демократии Джордж Буш явно научился у своего отца. Сейчас уже мало кто помнит, но в конце 80-х США вторгались еще и в Панаму.

Все понимали, что главная причина – это контроль над стратегически важным Панамским каналом, соединяющим сразу два океана. И тоже в резиденции президента, свергнутого американскими войсками, тогда нашли якобы очень подозрительный белый порошок – потом оказалось, просто мука.

"Вашингтон никогда не стеснялся применять силу под высосанными из пальца предлогами в любой точке земного шара, используя в оправдание ссылки на необходимость защиты жизни и благополучия американских граждан", – констатирует министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Сирия – еще одна страна, которую Штаты собирались бомбить.

"Вы сейчас сказали, что всеми доказано, что Башар Асад применял химическое оружие. Не всеми. Как раз сейчас наши специалисты говорят о другом. Нашли там людей, которые участвовали в инсценировке применения химического оружия. Если вы этого не увидели, было бы очень полезно для объективности, с тем, чтобы ваши зрители могли иметь собственное мнение по этому вопросу. Мы нашли детей, их родителей, которых поливали водой и которые не понимали, что происходит", – заявил Путин.

Эти кадры облетели весь мир. Якобы жертв химической атаки спасают от отравления. А вот тот же самый мальчик, найденный позднее съемочной группой ВГТРК. Жив, здоров, вместе с отцом рассказал, что то была специальная съемка.

"Мы их привезли в Гаагу, чтобы показать, никто их не хочет слушать, а после этого вы мне говорите, что все признают применение химоружия! Не все, это фейковые новости, использовались как предлог для нанесения ударов", – убежден российский президент.

Это ложь, это обман. Такой же, как и сотрясание пробиркой с якобы имеющимся оружием массового уничтожения, которая была подсунута ЦРУ своему министру иностранных дел и который потом за это извинился. Но страну уже разрушили. И это такой же фейк, такой же вброс, который не имеет под собой серьезных оснований. Нам это все хорошо известно, понятно, так и хочется сказать: "Скучно, девочки…"

"Дети, погибшие от зарина, – это скучно?" – задает вопрос ведущая американского телеканала NBC Меган Келли.

- А вы уверены, что эти тела – результат деятельности правительственных войск? Я считаю, наоборот, что это результат деятельности преступников и террористов, которые делают это для обвинения Асада. Ведь там не было никакого серьезного расследования.

- И не было мертвых тел?

- Может быть, мертвые тела и были, что случается на войне. Вы посмотрите, как брали Мосул, сравняли все с землей там. А посмотрите, как брали Ракку, до сих пор не достали тела и не похоронили. Вам не хочется об этом вспомнить?

Но к моменту событий в Сирии дисциплина в западном блоке уже стала железной: Ширак, Шредер – которые могли позволить себе независимую политику – ушли. Пришедшие после них одобряли даже то, что наносило прямой ущерб их же странам.

"Непростые события вокруг Сирии, когда они начинались, приехал один из лидеров, я с ним встречаюсь. Договорились, что мы будем делать, как мы будем делать. Конкретно: вот это, это, это я сделаю. От нас из Москвы он полетел в Вашингтон. Вернулся в Париж ‒ все забыто. Как будто и не было никаких договоренностей. Как разговаривать? О чем? А там конкретные были договоренности, вплоть до того, куда флот подвинется, что мы будем делать, как мы согласуем. А как разговаривать-то? Чего тогда с ними разговаривать? Тогда лучше прямо звонить в Вашингтон. Вот и все. Я сейчас говорю и ничего не придумываю, понимаете?" – рассказал Владимир Путин.

Я вот спрашивал у коллег американских: ну вот вы хотите, чтобы Асад ушел. А кто на его место придет и что будет дальше? Ответ странный: не знаю. Ну если не знаешь, зачем менять то, что есть?

Тем не менее союзники США поддержали даже вторжение в Ливию, которая вообще у Европы, что называется, под боком.

"Меня беспокоит та легкость, с которой в последнее время принимаются решения о применении силы в международных делах", – это заявление Владимир Путин сделал в 2011 году.

И в политике США это приобретает устойчивую тенденцию и тренд. Под предлогом защиты мирного населения. Где же логика и совесть? Нет ни того, ни другого.

"О чем резолюция по Ливии? Ну, здесь же все эксперты и все знают, читали эту резолюцию. Что там написано? "Бесполетная зона". А где же бесполетная зона, если начали наносить удары по территории? Ну грубо извратили просто, опять нарушили устав ООН", – отмечает Путин.

Там возникли вооруженные противоречия, которые перешли в вооруженный конфликт. Почему нужно со стороны вмешиваться в этот конфликт? А что, мало разве у нас всяких кривых режимов в мире? Мы что везде будем вмешиваться во внутренние конфликты. Говорили о закрытии неба. Ну, хорошо, ну где же закрытие неба, если бьют каждую ночь по дворцам, в которых проживает Каддафи. Говорят, нет, мы не хотим его уничтожать. А зачем по дворцам бить? Там что мышей выводят что ли каких-то? Наверняка там гибнут мирные люди. Каддафи нет, он давно смылся, а мирные граждане гибнут. Говорили: не хотим убить Каддафи, а теперь некоторые официальные лица уже говорят: да, стремимся уничтожать Каддафи. А кто позволили это сделать? Что, разве был суд? Кто взял на себя это право – казнить человека, каким бы он ни был. И все молчат!

"Ливия, межу прочим, по запасам нефти занимает первое место в Африке, а по запасам газа – четвертое место в Африке. Сразу, конечно, напрашивается вопрос: не это ли является предметом интереса тех, кто сегодня там орудует?" – задает вопрос Путин.

Теперь политики в Вашингтоне стали глумиться и над убийством лидера Ливии.

"Господин Маккейн, как известно, воевал во Вьетнаме. Я думаю, что на его руках достаточно крови мирных граждан. Он не может жить, наверное, уже без этих сцен, ужасных, отвратительных сцен расправы с Каддафи, когда на экранах всего мира показали, как его убивают, всего в крови. Это что, демократия? А кто это сделал? Беспилотники, в том числе, американские. Нанесли удар по его колонне, потом по радио, через спецназ, который не должен был быть там, подогнали так называемых оппозиционеров и уничтожили без суда и следствия", – говорит Владимир Путин.

А что за этим последовало, мы хорошо знаем: хаос, неразбериха, хлынул поток мигрантов через Ливию, о чем, кстати, Каддафи всегда предупреждал, что он закрывает путь мигрантов из Африки в Европу. Как только не стало стены – поток пошел.

"Ранее практически процветавшая страна, уровень жизни в которой приближался к Европе, находится в хаосе, в полном развале и гражданская война не прекращается", – подчеркивает российский лидер.

Вот мы все знаем, какой тиран был Каддафи. Может быть. А вы знаете, что в Сирте происходило после того, когда туда боевики вошли? Почему вы об этом не пишете? Там что – гуманитарная благодать наступила?

"А там же происходят ужасные преступления!" – говорит Путин.

В ливийском городе Сирте вырезали тех людей, которые поддерживали Каддафи. В западных новостях – ни слова.

Но рассказать о происходящем в Ливии при новой власти им потом все-таки пришлось, когда толпа растерзала американского посла.

"Это хорошо для США, что посла убили? Ужасно, страшная катастрофа! Но не нужно искать виноватых, если сами допускаете ошибки. Нужно, наоборот, подняться над желанием бесконечно доминировать и исходить из имперских амбиций", – считает российский лидер.

Как только разрушили государственность в стране, так сразу этот вакуум был заполнен. Кем? Террористами! То же самое и в Сирии происходит. Их начали снабжать оружием. И до сих пор это продолжается. Их можно, как считают некоторые, направить. А потом мы мол с ними разберемся. Ничего потом не будет! Не получится.

"Вместо демократии и свободы – хаос, вспышки насилия, череда переворотов. Арабская весна сменилась арабской зимой", – говорит Путин.

Если бы генерал Сиси не взял бы в руки Египет, то и Египет бы колбасило и лихорадило. В Африке проблемы во многих странах.

"Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?" – спрашивает Путин с трибуны ООН.

Менять политику, если и стали, то лишь в сторону еще большей, мягко говоря, прямолинейности. Уже и дипломатических формулировок больше нет.

Взяли, Сулеймани убили, иранского генерала. Но это официальное лицо другого государства! Убили на территории третьей страны и сказали: "Да, мы убили". Что это такое вообще? Мы где живем?

"Мы поймали монстра. Мы устранили его. Это должно было произойти давно. Мы сделали это, потому что они хотели взорвать наше посольство", – заявил тогда экс-президент США Дональд Трамп.

"20 лет пытались цивилизовать людей, которые живут там. Результат? Одни трагедии", – говорит Путин. Эти слова – про Афганистан. Еще одна страна – жертва американского вторжения.

Соединенные Штаты с союзниками зашли в Афганистан. Сейчас думают о том, как унести оттуда ноги.

Уносили ноги так, что люди, бросаемые на произвол судьбы, цеплялись за шасси самолетов, а потом, конечно, падали вниз.

Крах планов в Афганистане, устояла Сирия, не поддалась давлению Венесуэла, где США тоже пытались свергнуть законного президента.

"Вот лидер оппозиции господин Гуайдо вышел на площадь, поднял глаза к небу и, обращаясь к Господу, объявил себя президентом. Хорошо. Но Господь нам не сообщил о том, как он отреагировал на это обращение, никакого сигнала нам не подал", – говорит Путин.

Я вам скажу, как бывший гражданин бывшего Советского Союза. В чем проблема империй? Им кажется, что они такие могущественные, что они могут позволить себе небольшие погрешности и ошибки. Ничего, этих купим, этих напугаем, с этими договоримся, этим дадим бусы, этим погрозим военными кораблями. И мы решим проблему. Но количество проблем нарастает и наступает момент, когда с ними уже не справиться. И Соединенные Штаты уверенной поступью идут, уверенной походкой и твердым шагом идут прямо по пути Советского Союза.

"Югославию бомбили под каким предлогом? Что, с санкции Совета безопасности что ли? Где Югославия и где США? Уничтожили страну. Ну кто дал право? Просто так решили, а сателлиты бежали за ними и подтявкивали", – напоминает Путин.

Постепенно Вашингтон подобрался и постсоветскому пространству.

"У меня иногда складывается впечатление, что сидят там в Америке сотрудники какой-то лаборатории. И как над крысами проводят какие-то эксперименты, не понимая последствий того, чего они делают", – говорит Путин.

Что хотят – то и делают. Но то, что они делают на Украине, это у порога нашего дома! И они должны понимать, что нам некуда больше отступать. Вооружат и будут толкать на Россию экстремистов из соседнего государства. Они что, думают, мы не видим этих угроз, или думают, что мы будем безвольно смотреть на создаваемые угрозы?

"Сейчас многие говорят о том, что Россия нарушает международное право. Абсолютно не соответствует действительности. Кто начал войну в Ираке? Кто разрушал Югославию под благовидными предлогами? Кто это делал? Никто не вспоминал тогда о принципах международного права. Взяли – долбанули, страну размолотили. То же самое и по Ливии – Ливию размолотили. Где это международное право? Нет. Все понимают, те, кто это делает, что это не соответствует международному праву. Поэтому и говорят о каких-то надуманных правилах. О каких правилах? Что там придумали такое? Откуда они их выковыряли, эти правила? Пускай сами по ним и живут", – заявил российский лидер.

Впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны. Запад не способен единолично управлять человечеством, но отчаянно пытается это делать, а большинство народов мира уже не хочет с этим мириться. В этом и есть главное противоречие новой эпохи.

Ситуация в мире раскалена до предела и вряд ли могло быть иначе в условиях 20-летнего геополитического беспредела.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.