Капитан "Дальних Зеленцов" Геннадий Муратов по карте показывает "Кольский разрез" – маршрут, на котором работало судно. От Мурманска вдоль меридиана – до арктических льдов.
"... Здесь должны были станции поставить, потом пошли шторма, потом прижались к Новой Земле, так как ветер был северо-восточный, прятались здесь. А здесь морозы были сильные, поэтому обледенение было сильным", – рассказывает капитан.
С обледенением боролись всем экипажем. Сбивали ледяной панцирь, чтобы судно не потеряло равновесие и не перевернулось. Работу время от времени осложняли ветер свыше 30 м/с, высокие волны, и все это в полнейшей темноте. Именно полярная ночь в этом рейсе – одно из главных условий. В этот период в арктических водах ученые раньше почти не работали, данных практически не было.
Денис Моисеев, заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института: "Ни один спутник не получает данные, потому что темно, облачность. И только вот так – на судне, непосредственно с помощью контактных измерений можно получить хоть какую-то информацию, которая может дать ответы на многие вопросы".
Важную информацию искали в морских глубинах. Специализация стажера Константина Москвина – бентос, донные организмы. В пластиковых емкостях лежат добытые в экстремальных условиях образцы. Рассказывает, как он и его коллеги каждую партию с помощью специального оборудования доставали и промывали – в любую погоду, при сильнейшей качке.
"Глина может вообще не промываться. Ты делаешь напор воды, он отражается от этой глины, и эта холодная вода обратно тебе в лицо. Вот такая вот работа бентолога", – рассказывает стажер-исследователь.
На берегу пробы грунта, воды и льда тщательно изучат. Но уже в море получены первые результаты работы. Раньше считалось, что полярной ночью в полной темноте в Баренцевом море растительная жизнь замирает, без солнца и фотосинтеза организмы словно засыпают, но оказалось, это не совсем так.
"Мы находим присутствие фотосинтезирующих организмов представителей микроводорослей, которые в активном физиологическом состоянии, – говорит Павел Макаревич, первый заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института. – То ли той энергии, которая все-таки присутствует в полярную ночь, хватает для фотосинтеза, а эти водоросли адаптировались к таким условиям в ходе эволюции, то ли это водоросли, которые в аномальных условиях могут переходить на питание без солнечного света".
И это лишь часть открытий, полученных в ходе экспедиции. Они лягут в основу дальнейших исследований. Пока ученые подводят итоги экспедиции, делятся впечатлениями, полученным опытом и яркими фотографиями северного сияния, сделанными у самой кромки льда. Ведь там внимание может привлечь не только океанское дно, но и арктическое небо.
Экспедиционный год для "Дальних Зеленцов" только начался, сейчас небольшая передышка, уже весной экипаж вновь отправится к ледовой кромке за новыми открытиями.