Похожие кадры периодически приходят из разных населенных пунктов. Подросток спасен через 114 часов, пожилая турчанка – через 122, спасен даже кот. Каждая спасенная жизнь воспринимается не иначе как чудо. Многие спасенные находятся в состоянии шока, некоторые не сразу осознают, что для них это второй день рождения.
– Я все потерял! – восклицает спасенный молодой человек. – Через пять месяцев у меня экзамены, а книги остались под завалами.
– Скажи, какие тебе нужны книги, я все тебе принесу, – успокаивает его мать.
Масштабы стихийного бедствия хорошо видны с воздуха. В провинции Хатай образовалась колоссальная расщелина глубиной не менее 30 метров и шириной около 200. Разлом разделил надвое оливковое поле площадью 35 гектаров, но если на пересеченной местности пострадал исключительно урожай, то в городах, это главный вопрос, почему не выдержало и обвалилось такое количество зданий?
По мнению экспертов, многие дома обрушились из-за ошибок архитекторов и строителей. Фактами нарушений заинтересовалась полиция. Уже проведены первые задержания. Подозреваемых пока восемь.
В преследовании собственных интересов подозревают и Вашингтон. В Пентагоне объявили, что для ликвидации последствий землетрясения США направят в Средиземное море авианосец "Джордж Буш" с кораблями сопровождения. На вопрос "зачем посылать для гуманитарной миссии ударную эскадру?", представитель Пентагона отвечать не стал.
Российские спасатели, которые по указанию президента в первый же день отправились в зону бедствия, сейчас работают в наиболее пострадавших районах.
Такие случаи называют не иначе как чудесное спасение. Это кажется невозможным, но даже спустя 127 часов из-под завалов продолжают извлекать выживших. Это пожилой мужчина. Еще буквально через час спасают двухмесячного ребенка. Малышка госпитализирована.
Информация о точках, где еще возможно отыскать живых, постоянно приходит в штаб спасательной группировки. У российских спасателей есть мобильная группа, которая сразу же выезжает на место для проверки.
Вокруг тысячи рухнувших зданий, многие из которых еще не обследованы. Вокруг руин – родственники тех, кто может быть под завалами.
– У меня там брат с женой, – рассказывает местный житель. – Когда случилось землетрясение, они уже спали. Наверняка там посмотрели с помощью тепловизора, но пока их не удалось найти.
На вооружении мобильной группы есть все необходимое оборудование. С помощью беспилотника обследуют здание с верхней точки. Могут применять и тепловизоры. А акустические приборы и эндоскоп помогают заглянуть в труднодоступные места.
Вглубь завалов вместе с четвероногим хвостатым компаньоном пробирается кинолог. Нюх собаки – еще один суперинструмент в арсенале спасателей.
– В одном месте она активно себя повела. С двух сторон подходила. И даже заскулила. Что-то унюхала, будем проверять, – ориентируется на своего черного лабрадора российский спасатель.
Сотрудники экстренных служб работают на пределе возможностей и с риском для жизни. Утром во время обследования одного из домов произошел новый обвал – груда металла в считанные секунды накрыла спасателей.
В спасательной миссии по всем десяти турецким провинциям сейчас участвуют 160 тысяч человек, включая иностранцев. Волонтеры раздают горячее питание, воду и другую гуманитарку. В ближайшее время власти обещают обеспечить пострадавших жильем, заявил президент Турции.
– Мы разместим пострадавших от землетрясения, которые хотят отправиться в другие провинции, гостиницами, общежитиями и местами в пансионатах в рамках определенного плана, – обещает Реджеп Тайип Эрдоган.
Практически весь юго-восток Турции после землетрясения превратился в пыль. Местные власти сравнивают мощность толчка со взрывом 500 атомных бомб. На протяжении двух минут регион трясло с такой силой, что уцелевших зданий практически нет. Афтершоки продолжаются шестые сутки.