Он в кино решил прийти в 25 лет, отучившись на химика-технолога и поработав на Московском электровакуумном заводе.
"Мне казалось, я буду во ВГИКе самым старым дядькой, а оказался средним по возрасту", – вспоминал режиссер.
И он оказался по сути последним студентом Михаила Ромма. Дипломную работу Вадима Абдрашитова "Остановите Потапова!" тот уже не увидел. Но увидели остальные.
"Он человек был такой цельный и с достаточно твердым характером. Наверное, это ему помогало", – рассказал об Абдрашитове актер Валентин Смирнитский.
Это сон Потапова в исполнении молодого Смирнитского. Кресло на пустынном Калининском проспекте – мир глазами главного героя. Абдрашитова сразу пригласили работать на Мосфильм, в штат. И, можно сказать, повезло почти сразу найти "своего" сценариста – Александра Миндадзе.
"У нас с Абдрашитовым был свой зритель. Его количество было ограниченным, но это была довольно обширная группа людей: интеллигенция, во многих городах киноклубы и так далее. Фильм "Плюмбум" посмотрели 20 миллионов человек", – вспоминал Миндадзе.
Первая совместная картина – "Слово для защиты", судебная драма. И следом новая драма, "Поворот", – великолепный дуэт Олега Янковского и Ирины Купченко. Герой сбивает на машине пожилую женщину, радужная жизнь переворачивается.
И каждый новый фильм – про обычных людей. Обычная жизнь, и в поворотах судьбы, в общем-то, ничего фантастического. Но "Охота на лис" держит. Главный герой хочет понять и оправдать своего хулигана-обидчика.
"Вадим Абдрашитов был глубокий, яркий, подчас беспощадный исследователь советской действительности. И мне выпало счастье сниматься в одном из лучших его фильмов – "Охота на лис". Это было незабываемое, яркое событие в моей кинематографической жизни", – признался актер Владимир Гостюхин.
На дворе перестройка, и срез этого времени, и нерв его показывает Абдрашитов. Событие на советском экране – фильм "Плюмбум, или Опасная игра", разделивший зрителя на тех кто "за" подростка-идеалиста, и тех, кто "против".
"Он проводил сцену, вы знаете, по острию ножа, чтоб ты не упал ни вправо, ни влево. Он такие точные давал замечания. Он никогда не кричал, говорил спокойно. Очень как-то… по делу всегда говорил. Вы знаете, это было великое счастье работать с ним", – говорит актер Александр Пашутин.
А "Парад планет" Абдрашитова – это, во-первых, парад звезд советского экрана. Глубина и яркость каждого героя впечатлили даже Феллини. Фильм отметили призом в Италии.
А это – сцена на съемках фильм "Магнитные бури".
"Для меня Вадим Юсупович Абдрашитов – это человек, который мне указал путь в профессии киноартиста. До этого я, конечно, снимался, но именно начиная с "Магнитных бурь", в его фильме я освоил профессию киноартиста. То, как он разговаривал, как вел площадку – я ни разу не слышал крика на площадке, у него все было четко сделано. И, вы знаете, самое такое невероятное – это такая вера в артиста. Человек невероятно деликатный, не уничтожающий, а дарящий крылья. Для артиста это очень важно", – рассказал актер Максим Аверин.
Вадим Юсупович преподавал во ВГИКе до самого конца, как и его учитель Михаил Ромм. Сейчас растут новые кинорежиссеры, которые выпустились из мастерской Абдрашитова. Возможно, довольно скоро мы увидим знакомый почерк.
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим" ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.Ru ‐ ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.