33 витка вокруг Земли – от стартовой площадки Байконура до МКС – запуск критически важный для российской миссии МКС. Полет, который должен был быть пилотируемым, отправился к станции без экипажа на борту. Стыковка проводилась в автоматическом режиме. Запасов топлива на корабле достаточно – рассчитывали так, чтобы хватило на несколько попыток причалить.
"Все прошло спокойно, штатно. Все специалисты подтвердили, что стыковка удачная. Через пару часов будут открыты люки, и экипаж начнет разгрузку корабля", – заявил Юрий Борисов, генеральный директор госкорпорации "Роскосмос".
Изменения всей полетной программы российских космонавтов, задержка действующего экипажа на станции на полгода, неисчислимое количество тестов, измерений, проверок – и все из-за объекта размером чуть больше песчинки. Метеороид размером в восемь миллиметров в декабре пробил систему терморегулирования корабля "Союз МС 22".
Те кадры, как брызгами в открытый космос разлетается хладогент, запомнились надолго. Все бы ничего, но проходит немного времени – и 11 февраля к МКС стыкуется "Прогресс МС-22". Это должно было стать рядовым по меркам нашей космонавтики событием, учитывая больше 100 безаварийных запусков ракет. Но некоторое время спустя на другом космическом грузовике "Прогресс МС-21" – вновь разгерметизация.
Протечка обнаружена в том же месте – в системе терморегулирования. В Роскосмосе заявляют: необходимо исключить риск, что такая проблема может носить систематический характер. Чтобы исключить версию брака, в космической корпорации проанализировали историю замечаний к системе охлаждения за последние 15 лет, а это 75 космических кораблей и 750 агрегатов. Также проверен следующий на очереди на старт "Союз". Вердикт: снова внешнее воздействие.
"Мы внимательно отнеслись к этой операции. Еще раз детально перепроверили оборудование на исполнение разного рода команд, раскрытие элементов. Никаких замечаний, которые бы препятствовали старту "Союза", мы не обнаружили", – говорит Владимир Соловьев, генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам РКК "Энергия".
Вместе с исполнительным директором по перспективным программам "Роскосмоса" Александром Блошенко мы рассмотрели снимки повреждений "Союза" и "Прогресса".
- Если это не роковая случайность, получается, в космосе тесно.
- За последний год у нас 16 тысяч сближений с нашей орбитальной группировкой.
С 1957 года – с тех пор, когда мы запустили первый спутник – на околоземные орбиты человечество вывело 14 тысяч космических аппаратов. Сейчас из них функционирует половина. То, что осталось от прошлых спутников, кораблей и прочего – эти остатки оцениваются в десятках тысяч.
"У нас сегодня в околоземном космическом пространстве находится десятки тонн космического мусора. Общее число объектов размером от миллиметра и больше – 130 миллионов", – отмечает Александр Блошенко.
Только в прошлом году МКС пришлось уводить от мусора пять раз. Мусор бывает настолько маленький, что его даже невозможно просчитать, а тем более предугадать. Причем скорость, с которой летят такие камешки, сложно даже представить. От 7 до 15 км в секунду! С такой скоростью как раз пришелся удар по "Союзу". Для сравнения возьмем показатели пули: тут максимум 1,4 километра в секунду.
У нас и у американцев есть специальные каталоги. Есть такое понятие как красный, желтый и зеленый коридор. Довольно регулярно (раз в неделю, два раза в месяц) попадание каких-то элементов, которые оказываются на нашем пути", – говорит Владимир Соловьев, генконструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам РКК "Энергия".
Сегодня никто на планете не обладает технологиями, которые были бы способны обнаружить объекты подобные тем, которые повредили российские корабли. И вот к чему призывает так называемое космическое экспертное сообщество: возможно, именно сейчас настал тот час, когда всем нам на планете нужно выработать механизмы, которые могли бы снизить загрязнение околоземного пространства. Это общая проблема, решать которую нужно всему человечеству.