У Альвины Георгиевны фотографии старшего внука теперь на самом видном месте. Во время Карибского кризиса она служила в ПВО, что такое "ждать" хорошо знает, муж воевал во Вьетнаме. Теперь ждет вместе с невесткой.
- Никто из нас и не сомневался, что Ваня настоящий мужчина, и до его отправки на фронт. Просто сейчас стало понятнее, что он гораздо более серьезный и выносливый человек.
Для жен, бабушек и матерей солдат проводят экскурсию по музею подмосковной воинской части. И все их мысли – о самых близких людях, которые сейчас выполняют боевые задачи в Луганской народной республике.
- Его жизнь идет без нас, а наша жизнь идет без него. Поэтому очень важно хотя бы увидеть, как он, что он. И он нас увидит.
- Папа у нас штурмовик, ушел он в декабре. Вчера нас обрадовал новостью, что будет телемост, что мы сегодня увидимся.
Последние секунды перед телемостом. Возможности поздравить бойцов с Днем защитника Отечества вместе со всеми ждет и губернатор Московской области.
"Я служил в армии, я знаю, что такое увидеть близких, мне кажется, это важно. Поэтому, может быть, мы, если такой запрос есть, будем просить тоже и Министерство обороны, спасибо им, навстречу пошли, чтобы такое общение тоже было", – говорит Андрей Воробьев, губернатор Московской области.
Наконец, связь налажена, камеры работают, можно говорить. Между бойцами и их близкими больше тысячи километров, и они не виделись уже несколько месяцев. Поэтому эмоции иной раз просто зашкаливают.
Они, конечно, созванивались и раньше, но видят своих мужей, сыновей, братьев живыми и здоровыми впервые с того самого момента, как они покинули дом.
- Сыночек и все ребята, мы вас ждем. Вы наши герои, мы вами гордимся!
- Все вас очень любим и ждем. Скажи: "Папа, привет!"
- Папа, привет!
- Привет, мои хорошие. Я вас тоже всех очень люблю, скучаю и жду. Победа будет за нами!
Такие важные для всех мгновения. Времени немного, а о стольком хочется поговорить, успеть сказать главное: что верят и ждут, помнят и любят. Просто помахать рукой и увидеть взмах руки в ответ.
- Это мой внук Дима. Я очень горжусь им, потому что он у меня такой, ну, как вам сказать, патриот, можно так сказать. Он очень хотел пойти защищать свою родину. Все будет хорошо. Потому что с такими защитниками, как наши ребята, нам ничего не страшно.
Защитники теперь и те, кто в тылу. На московском производстве тысячами делают и отправляют на фронт не только так называемые "саперные кошки", но еще и печки: и классические "буржуйки", и миниатюрные переносные.
"Убираются в любой карман рюкзака, вешаются на карабин. Здесь можно поставить какую-то миску, котелок, чайник", – показывает директор производства Олег Саунин.
А в подмосковной Кашире действует целый конвейер, исправно снабжающий бойцов термобельем, кофтами, камуфляжем, балаклавами. И конвейер этот, конечно, не механический – только ручная и сердечная работа.
"Вкладывают шоколадки, конфетки. А деточки наши приносят письма", – рассказывает волонтер Елизавета Юрина.
- Здравствуй, дорогой солдат! Меня зовут Алиса. Я желаю вам вернуться домой, желаю вам здоровья и счастья.
- Звони почаще, главное, побыстрее приезжай. А я по тебе, малыш, очень сильно скучаю.
Детские письма и телемост с родными – слагаемые боеспособности, которые нельзя недооценивать. А если еще и посылка именная...
- Еду, что-нибудь вкусненькое. Колбаски к празднику, огурчики свои положили, варенье.
Это все для того, чтобы в День защитника Отечества атмосфера даже на прифронтовом командном пункте была именно такой.
- Враг будет разбит, и победа будет за нами! Молимся за вас! Спасибо!
- Это, конечно, чувство восторга. Маму уже очень давно не видел. Конечно, радость – это трогает до слез.
Бойцы из Москвы и до этого-то были спокойны за свой тыл, но теперь их семьи будут поддерживать еще больше. Мэр города не понаслышке знает о том, что важно для тех, кто защищает страну. И меры поддержки теперь одинаковы для всех: и для мобилизованных, и для контрактников, и для добровольцев.
- Чтобы они были спокойны за свой тыл, наш долг окружить их семьи максимальной заботой и вниманием. Помочь с работой, с образованием детей и с уходом для пожилых родственников. Оказать психологическую и правовую поддержку.
Теперь главный образ сына-воина не с фотографии, а с телемоста. Увидели, убедились, что сыт и здоров, и окружение то, что надо.
- Все друг другу помогают – взаимовыручка. Я, говорит, когда приду с войны, я с этими ребятами так и буду дружить.
Так что и маленький племянник теперь рисует не только для дяди.
- Для военных, для всех.
Воинам теперь снова на боевые посты. После такой видеовстречи, после таких разговоров с близкими и служба идет совсем по-другому. А совсем скоро к ним снова приедут гости из тыла.