Тема:

Главные события 6 минут назад

Новая модель образования: синтез советской высшей школы и Болонской системы

Отказ от слепого следования Болонской системе образования в России назрел сам собой. Переход на новую систему должен быть плавным, не должен создавать проблем учащимся, подчеркнул в своем Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. По сути, следует взять все полезное из Болонской системы и все лучшее из советских традиций высшего образования, чтобы выстроить новую модель.

Обстановка в Европе понятна, и в этом контексте президент РФ Владимир Путин в своем Послании напомнил о том, как Россия с 1990-х проходила эволюцию взглядов на развитие национальной экономики. Сейчас смешно, но главный спор между собой вели у нас здесь европейцы и американцы. Как же, мы-то сами в рынке не очень петрили, их "экспертов" здесь было полно – им и спорить. А вышло так, что наша экономическая модель в итоге была построена не в интересах России – как сырьевой придаток Запада…

"Технологии – на Западе, более дешевые финансовые источники и выгодные рынки сбыта – на Западе, естественно, и капиталы стали утекать туда же. К сожалению, вместо того чтобы идти на расширение производства, на покупку оборудования и технологий, на создание новых рабочих мест здесь у нас, в России, они (владельцы крупного бизнеса – ред.) в том числе тратились на зарубежные поместья, яхты, элитную недвижимость, – сказал Путин. – Да, потом начали вкладывать, конечно, и в развитие, естественно, но на первом этапе все туда широким потоком уходило в значительной степени на эти цели, на потребление. А там, где богатство, там, естественно, и дети, их образование, там их жизнь, их будущее. И отследить, предотвратить такое развитие ситуации государству было очень сложно, практически невозможно – мы же жили в парадигме свободного рынка".

В итоге вышло так, как вышло. Сейчас понимание-то и приходит. Даже к тем, кто на такой модели нереально разбогател.

"Последние события убедительно показали: образ Запада как тихой гавани и прибежища капиталов оказался призраком, фальшивкой. И те, кто вовремя этого не понял, кто рассматривал Россию лишь как источник заработка, а жить планировал в основном за рубежом, многое потеряли: их там просто ограбили, отняли даже законно заработанные средства", – отметил президент.

Получилось так, что люди здесь – те, кто работал здесь, учился здесь, здесь лечился, служил и дышал, оказались в нравственно более выигрышной позиции и смотрел на заграничные мытарства наших пусть даже более состоятельных соотечественников даже с некой долей превосходства.

"Как-то в шутку – многие помнят, наверное, – обращаясь к представителям российского бизнеса, я сказал: замучаетесь пыль глотать, бегая по судам и кабинетам западных чиновников, спасая свои деньги. Ровно так все и вышло. Знаете, сейчас добавлю очень важную – простую, но очень важную – вещь: никто из простых граждан страны, поверьте, не пожалел тех, кто потерял свои капиталы в зарубежных банках, не пожалел тех, кто лишился яхт, дворцов за рубежом и так далее и тому подобное, – продолжил глава государства. – В разговорах на кухне люди наверняка припомнили и приватизацию девяностых годов, когда предприятия, созданные всей страной, уходили за бесценок, и показную, демонстративную роскошь так называемых новых элит".

Но дело даже не в том, кому кого жалко или не жалко. Есть государственный интерес. И государство, отвечающее за благосостояние и устойчивость общества, не может позволить себе ставить интересы небольшой группы людей выше общенациональных интересов. Нужно понимать.

"А крупный российский бизнес – для чего это все говорю – отвечает за работу стратегических предприятий, за многотысячные трудовые коллективы, определяет социально-экономическую ситуацию во многих регионах, а значит положение дел: когда руководители и собственники такого бизнеса оказываются в зависимости от правительств, которые проводят недружественную политику в отношении России, представляет для нас большую угрозу, опасность – опасность для нашей страны. Такое положение терпимым быть не может", – подчеркнул президент.

И дело даже не столько в том, что поведение крупного бизнеса, если оно ориентировано за рубеж, опасно для России и не вызывает симпатии у россиян, но и в том, что и за границей трудно рассчитывать на отношения на равных – независимо от толщины кошелька, размера недвижимости и длины яхты. И здесь Путин прямо не в бровь, а в глаз.

"Да, у каждого есть возможность выбора: кто-то захочет доживать свой век в арестованном особняке с заблокированными счетами, попытается подыскать место, казалось бы, в привлекательной западной столице или на курорте, в другом тепленьком местечке за границей – это право любого человека, мы даже на это не покушаемся, – сказал российский лидер. – Но пора уже понять, что для Запада такие люди были и останутся второсортными чужаками, с которыми можно делать все что угодно, и деньги, и связи, и купленные титулы графов, пэров, мэров здесь не помогут абсолютно. Они должны понять: они там – второй сорт".

А дальше – позитивный выбор. Путин переходит в режим крещендо.

"Но есть и другой выбор: быть со своей Родиной, работать для соотечественников, не только открывать новые предприятия, но и менять жизнь вокруг себя – в городах, поселках, в своей стране. И таких предпринимателей, таких настоящих бойцов в бизнесе у нас много – именно за ними будущее отечественного бизнеса. Все должны понять: и источники благополучия, и будущее должны быть только здесь, в родной стране, в России".

"Хочу, чтобы меня услышали и те, кто столкнулся с волчьими повадками Запада: пытаться бегать с протянутой рукой, унижаться, выпрашивая свои денежки, бессмысленно и, главное, бесполезно, особенно теперь, кода вы хорошо понимаете, с кем имеете дело. Сейчас не стоит цепляться за прошлое, пытаться что-то отсудить, выпросить. Надо перестроить свою жизнь и свою работу, тем более что вы сильные люди – я обращаюсь к представителям нашего бизнеса, я многих знаю лично и много лет, – которые прошли сложную жизненную школу, – сказал президент. – Запускайте новые проекты, зарабатывайте, вкладывайте в Россию, инвестируйте в предприятия и рабочие места, помогайте школам и университетам, науке и здравоохранению, культуре и спорту. Именно так и капиталы свои приумножите, и заслужите признание, благодарность людей на поколение вперед".

Ну и, как положено, диминуэндо. Очень мягко: "Государство и общество вас, безусловно, поддержат. Будем считать, что это напутствие нашему бизнесу – выстраивать работу в нужном направлении".

Понятно, что для России сейчас особенно важно настроить адекватную систему образования. В Послании об этом – основательно.

В изменения, которые ждут высшую школу, очень вдумчиво вникали в Нижнем Новгороде. Один из старейших в стране классических университетов задачи понял и к их решению уже готов.

"Сейчас пришел посыл о том, чтобы готовить прежде всего специалистов-профессионалов. Прозвучала возможность от 4 до 6 лет, это-то всегда уже было в университете", – говорит ректор Нижегородского государственного университета имени Н.И.Лобачевского Елена Загайнова.

МГУ – элита высшего образования в России. Когда в 2003 году все наши вузы переходили на Болонскую, то есть как в Европе, систему образования, здесь тоже перешли. Но не стопрцентно.

"Мы очень талантливы. Как нам учить наших талантливых ребят? Сейчас 80 процентов бакалавров и 20 процентов специалистов. Я считаю, что должно быть наоборот. Наше образование должно быть в основном специалитет, оно не должно быть, как сказал поэт, "чему-нибудь и как-нибудь", оно должно быть очень глубоким. И мне кажется, что нам пора от дискуссий перейти к реализации", – сказал ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.

Речь о синтезе лучшего из системы советской высшей школы и Болонской. Это особенно подчеркнул в Послании президент.

"Хочу подчеркнуть: переход на новую систему должен быть плавным. У молодежи, у наших граждан должны появится новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз, возможности, а не проблемы", – отметил глава государства.

Гибкость Болонской системы – ее безусловный плюс. Теперь в нее предстоит интегрировать фундаментальность советской высшей школы и обязательную практику. Так, чтобы на выходе получались специалисты, которые точно нужны, при этом работодатель платит высокую зарплату, а государство представляет льготное жилье. Все вместе буквально – коллективная инвестиция нашего национального человеческого капитала в собственную экономику.

"Страна хочет получить квалифицированных специалистов. Главный дефицит сегодня – это специалисты. И это не только проблема России, это проблема всего мира", – говорит помощник президента РФ, бывший министр образования Андрей Фурсенко.

Учебные заведения готовы решать поставленные задачи. За пять лет необходимо подготовить 1 миллион технических специалистов – высококлассных слесарей, токарей, монтажников, сварщиков, технологов.

"Внесем корректировку в контрольные цифры приема на 2023-2024 учебный год и увеличим количество специальностей, связанных с технической радиоэлектроникой, медициной", – пообещал директор ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия" Нерсес Нерсесян.

Разобраться, для каких профессий нужно четыре года обучения, для каких пять, а для каких шесть лет, правительство будет совместно с высшей школой и крупнейшими компаниями страны.

"Это должны быть не проблемы, а возможности для ребят. И это не должно создать для них дополнительные сложности. Наоборот, мы должны создать для них возможности сделать то, что раньше было сложно", – отметил Фурсенко.

Важно: те, кто уже прошли обучение по программе бакалавриата или магистратуры, не должны потерять в своих правах, дипломы сохраняются. У вузов появляется больше самостоятельности.

"Продолжительность этого образования не задана изначально, там, четыре, пять лет или шесть лет. Она может быть от четырех до шести лет, в зависимости от того, кого мы готовим, для каких целей", – считает глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков.

"Переход ожидаемый, потому что уже в стандартах нового поколения появились те направления подготовки, которые реализуются в течение пяти лет. Это, например, информационная безопасность, экономическая безопасность, прокурорская и судебная деятельность. И, конечно, инженерное направление подготовки невозможно реализовать и подготовить инженеров в течение четырех лет", – говорит ректор ВВГУ, доктор экономических наук Татьяна Терентьева.

Магистратуру и аспирантуру выделяют в отдельные образовательные программы, потому что магистратура будет готовить узких специалистов. Аспирантура будет для тех, кто нацелен на фундаментальную науку.

"Мы фактически возвращаемся к советской системе подготовки, но делаем ее гибкой, фактически многоуровневой. Вот вы отучились на конкретную специальность, ну, например, на биолога, условно, молекулярного биолога, не важно. И вы понимаете, что вам не хватает физики. И вы поступаете в магистратуру – год или два – на физику. Мне кажется, что это очень такое важное и хорошее изменение", – пояснил президент Курчатовского института Михаил Ковальчук.

"Мир очень динамично меняется, поэтому в этом быстро меняющемся мире опираться только на опыт и наследие, ничего не меняя, не получится. Решением президента в закон об образовании вернулась ответственность государства не только за передачу знаний, но и за воспитание", – отметил первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Отказ от слепого следования Болонской системе сложился сам собой. Стране остро нужны отечественные высокие технологии: микроэлектроника, генетика, приборо-, машино- и станкостроение. И тут без фундаментальных знаний и творческой молодежи, меняющих жизнь к лучшему, не обойтись.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.