"То же самое будет сейчас, и то же самое с теми дипломами, которые получили ребята, когда получали диплом бакалавра. Эти дипломы приравниваются к дипломам о высшем образовании. Для людей, которые будут учиться четыре-пять лет – а бакалавры есть, которые учатся пять – в дипломе будет написано: "дипломированный специалист", в скобках – "бакалавр". Но если человек захочет быть магистром, надо идти в магистратуру", – рассказал в интервью каналу "Россия 24" помощник президента РФ Андрей Фурсенко.
При этом реформы предполагают гораздо большее участие работодателя, большую ориентированность на практику.
"Правительство вряд ли это будет делать без учета мнения профессионала – того, кто более всего заинтересован в этих подготовленных специалистах. Это и работодатели, если речь идет о науке – это научные школы. Это наши ректоры, которые понимают, кто им нужен в качестве преподавателя", – пояснил Фурсенко.
Президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию предложил вернуться к традиционной системе подготовки специалистов с высшим образованием, срок обучения по которой будет составлять от четырех до шести лет. При этом, отметил он, если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, то должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Президент подчеркнул, что в магистратуре будут учиться бесплатно и все желающие, если выдержат экзамен.
Предстоит большая работа: решать и прописывать в законодательстве, сколько лет нужно учиться, чтобы получить ту или иную специальность. Но высшее образование станет более гибким. Мир меняется стремительно, требует больших навыков и умений. Моноспециальности постепенно остаются в прошлом, у студентов появятся другие возможности. В Послании президента как раз и говорилось, что надо не создавать сложности, а напротив помочь студентам.
"Было поручение президента, которое в полной мере не используется: когда человек вне зависимости от своей линии, где он учится – специалитет или бакалавриат – через два года может поменять траекторию", – добавил Фурсенко.
Ректоры крупных университетов отмечают: сейчас около трети студентов хорошо понимают, где будут работать в дальнейшем и формируют сами свой образовательный запрос .
"Нужно создать суверенную систему образования, которая отвечает национальным ценностям. В скорости получения новых знаний, технологий – нужно, чтобы университеты могли активно и быстро вводить знания в образовательный процесс. Чтобы по форме и содержанию соответствовать будущим запросам", – сообщила ректор Южного федерального университета Инна Шевченко.
Система образования корректируется постоянно, но большие реформы сейчас нужны. И это связано не только с Болонской системой, в которую Россия так и не вошла. Андрей Фурсенко отметил, что в РФ первый закон об образовании был принят в 1996 году, следующий – через 10 лет. Реформы назрели, некоторые специальности ушли в прошлое, появились новые – на стыке наук. Изменился и заказ на специалиста.