Прощальный заезд в честь закрытия на реконструкцию Московского ипподрома оказался на грани срыва. Выход на беговое поле кто-то завалил грудами снега.
Пришлось откапывать въезд на дорожки. Потом дорогу преградили тракторы.
Лошадей не выпускают на дорожки, вызвали полицию.
А дальше все, как в том стихотворении: "смешались в кучу кони, люди"...
– Уйдите в сторону отсюда!
– А кто вы такой?
Все переезды были перекрыты. На каком основании и для чего?
За всю свою историю Центральный московский ипподром закрывался лишь однажды – во время Великой Отечественной войны. Теперь до конца марта отсюда нужно вывезти всех лошадей, а это около шестисот голов. Мария – владелец племенных орловских рысаков. Здесь уже много лет арендует конюшню.
– Мы должны собрать наших тридцать лошадей, собрать все качалки, которых у нас огромное количество. Собрать фураж, овес, сено и поехать в никуда! Нам ехать некуда!
Многие денники уже пустые. Как только коневладельцы узнали о предстоящей реконструкции, стали срочно продавать своих лошадей.
– Мне пришлось продать свою лошадь не потому, что я не хочу ее где-то содержать. А потому, что у меня нет возможности куда-то переехать!
Можно было бы не закрывать всю территорию, а провести поэтапную реконструкцию, говорят заводчики. Но авторы проекта спорят: мол, это нереально. По плану ипподром будут практически заново перестраивать.
– К большому сожалению, нахождение лошадей во время реконструкции, во время проведения строительных работ, невозможно, – констатирует гендиректор АО "Росипподромы" Дмитрий Зайцев. – Это не наше мнение, это мнение специалистов Департамента строительства Москвы. Любое нахождение лошадей небезопасно, как для людей, так и для лошадей. А второй фактор – крайне сжатые сроки реконструкции.
По планам, ипподром будет практически полностью перестроен.
– Концепция реконструкции предполагает зачистку всей территории и строительство легковозводимых конструкций, а это охранная зона №262! – предупреждает президент Федерации рысистого коневодства Ирина Мишина.
Московский ипподром – первый в мире. Он был открыт еще в 1834 году специально для испытания породистых лошадей. До сих пор в стране ему нет аналогов.
– Это центр нашей коневодческой отрасли: лучшие дорожки, лучшие условия, – рассказывает наездник.
Наездники жалуются: после реконструкции здесь будет невозможно проводить рысистые бега, а ипподром славился именно ими.
– Дорожку планируют уменьшить на 200 метров. Там, где вираж, планируют построить многоуровневую парковку. Хотят вырыть еще для этих парковок тоннели, и лошади будут попадать на эту дорожку через тоннели.
Пока идет реконструкция, лошадей предлагают перевезти на другие ипподромы – в Казань, на Алтай, ближайший к Москве – в Раменском. Но там, по словам коневладельцев, нет ни места, ни подходящих условий для испытания рысаков. Да это и далеко, не все готовы переезжать.
– Я думаю, многие перестанут этим заниматься. Нам предлагают альтернативу на Раменском ипподроме. Мне добираться до Раменского два с половиной часа. Очень неудобно! – говорит тренер-наездник Мария Хорева.
– Наш Центральный московский ипподром – это флагман рысистого коневодства России. С его закрытием уйдет очень много людей из коневодства, из отрасли, много профессионалов мы потеряем, – оценивает ситуацию еще коневладелица.
Все признают, что реконструкция ипподрому давно необходима, многие здания обветшали. Но к самой процедуре много вопросов. И главный из них – останется ли ипподром, собственно говоря, ипподромом или на его месте фактически появится очередной конно-спортивный клуб, которых в Москве десятки.