Тема:

Обмен санкциями 12 часов назад

Брюссель готовит десант в Китай и ищет миллион снарядов для Киева


AP

О европейской дипломатии: в конце марта – начале апреля в Пекин должны прибыть гости из ЕС – Эммануэль Макрон, Урсула фон дер Ляйен, Жозеп Боррель, испанский премьер Педро Санчес. Задачи перед ними поставили на саммите Евросоюза, который проходит сегодня в Брюсселе. Первые лица ЕС выразили озабоченность быстротой сближения России и Китая, и призвали принять меры, чтобы помешать этому.

Что еще обсуждали на саммите, проходящем на фоне политических провалов, жестких разногласий и финансового кризиса в ЕС?

Лидеры Евросоюза собрались в Брюсселе, чтобы решить вопрос о том, как подносить Украине патроны – точнее, артиллерийские снаряды 155-го калибра. У Фон дер Ляйен, которая успешно осчастливила глобальную бигфарму непрозрачными закупками вакцин от ковида на 70 миллиардов долларов, теперь вынашивает идею совместных закупок газа. У нее есть желание порулить еще одним финансовым потоком – относительно небольшим, но надо с чего-то начинать.

"Я полностью поддерживаю соглашение в Совете ЕС, направленное на поставку миллиона боеприпасов Украине в течение ближайших 12 месяцев. Конечно, чтобы этого достичь, мы должны в массовом порядке нарастить производство боеприпасов в Европе. Комиссия выступит с юридическим предложением. Новые меры включат, например, поддержку из бюджета ЕС", — планирует финансирование из общеевропейского кармана глава Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен.

На данный момент речь идет о средствах Европейского фонда мира в размере двух миллиардов евро: половина этой суммы будет направлена на выкуп боекомплекта, который имеется на складах стран ЕС. Возможно, что-то докупят у Южной Кореи. А вторая половина – как раз пойдет на производство новых. Возможность вытащить из Брюсселя какое-то количество денег, как всегда, вдохновила польского премьера.

"Сегодня в Европе такое время, что везде не хватает боеприпасов. Если бы только польские фирмы, которые производят, к сожалению, мало артиллерийских снарядов, могли производить больше, то вся эта продукция могла бы быть куплена за европейские деньги и направлена на Украину. То есть мы получили бы выгоду не только стратегическую, геополитическую, а также поддержку Украины, но и непосредственную пользу, связанную с производством в Польше", — снова в сослагательном наклонении размышляет польский премьер Матеуш Моравецкий.

Впрочем, не все тут упирается в желания отдельных стран – особенно таких, как Польша. Крупные предприятия ВПК еще нужно убедить в необходимости вкладываться в расширение бизнеса, даже несмотря на бюджетные вливания.

Издание Politico цитирует Яна Пие – исполнительного директора Ассоциации европейской оборонной промышленности.

"Нельзя просто влить деньги в систему и ожидать, что производство каким-то образом увеличится. Существует огромная административная проблема… Компаниям нужна уверенность в том, что правительства возьмут на себя многолетние обязательства по значительному увеличению закупок, чтобы обосновать экономическую целесообразность расширения производственных мощностей", — подчеркивает он.

Европейский союз никогда не стоял перед необходимостью ни то, чтобы воевать, но даже и служить промышленным тылом для одной из сторон вооруженного конфликта. Да, с одной стороны есть политическая установка, которую канцлер Германии повторяет из раза в раз, оправдывая свое давнее прозвище – Шольцомат.

"Путин не рассчитывал, что поддержка Украины будет оказываться столь слаженно и так долго. И мы готовы поддерживать Украины столько, сколько потребуется", — заверяет канцлер Германии Олаф Шольц.

Но еще в начале недели в интервью Süddeutsche Zeitung президент Чехии Петр Павел скептически оценил возможности собственной страны в отношении дальнейшей поддержки Украины, а также способность Киева к военным успехам в случае, если США перенесут фокус своего внимания на внутренние проблемы и Китай. Павел упомянул также "усталость от войны" как неизбежный фактор, который будет определять политику многих стран ЕС.

Усталость накапливается – премьер-министру Италии Мелони в парламенте приходится кричать на тех, кто требует переговоров.

"Считаете ли вы, что мы должны пересмотреть границы Украины? Вот, что я хочу от вас услышать! Если мы серьезно говорим о мире, потому что все остальное – это ни что иное, как пропаганда, паразитирующая на суверенной нации свободных людей и международном праве. И это безответственно", — накидывается на депутатов Джорджа Мелони.

В общем, у Мелони — только война. И в этом смысле она противопоставляет себя даже партиям Берлускони и Сальвини, которые входят в ее коалиционное правительство – на свои вопросы про территории и референдум госпожа премьер и от них вполне могла бы получить утвердительные ответы.

Подобный разброд наблюдается и в испанском королевстве, где у премьера Санчеса проблемы с левыми из Podemos, которые, впрочем, пока не сумели помешать отправить на Украину шесть танков Leopard ("Леопард").

Снаряды – самая неотложная необходимость, но нужна и техника. Тут, конечно, не без недоразумений – нейтральная Швейцария выясняет, каким образом на вооружении ВСУ вдруг оказались ее бронемашины Eagle – под подозрением неназванная частная компания из Германии, но в остальном все открыто и даже демонстративно. Словакия передала Киеву первые четыре из 13 МиГ-29 советского производства.

"Это точно не эскалация конфликта. Единственная страна, которая провоцирует эскалацию – это Россия", — обвиняет временно исполняющий обязанности премьера Словакии Эдуард Хегер.

Но из Финляндии для Киева хороший новостей сегодня не было. Накануне появилась информация, что финны могут передать украинским ВВС устаревшие истребители Hornet, когда получат заказанные в США F-35. Но выясняется, что произойдет это не раньше 2026 года. Так что придется подождать. И с антироссийскими санкциями тоже пробуксовка.

24 марта на саммите Фон дер Ляйен анонсировала 11-й пакет – в него планируется как бы поместить предыдущие десять, убрать лазейки, позволявшие обходить санкции. Так что, ничего особенного.

И у Владимира Зеленского, который подключался по видеосвязи из Киева, был повод для чересчур нервного выступления – такого, что его исключили даже из публичной трансляции.

"Зеленский предупредил глав 27 государств ЕС о том, что любая "задержка" в предоставлении военной помощи, особенно истребителей, а также уклонение от введения новых санкций, могут затянуть (конфликт). Хотя европейские лидеры внимательно выслушали просьбы и еще раз подчеркнули свою солидарность и поддержку Украины, по итогам встречи не было принято никаких новых мер или решений в том смысле, в каком их требует Киев", — приходит к выводу автор публикации в испанской El Pais.

Но может оказаться, что Европе скоро будет совсем не до санкций. А у европейского ЦБ появится много новых забот, кроме того, как принуждать австрийскую группу Raiffeisen ("Райффайзен") покинуть Россию. Банковский сектор Европы продолжает трясти.

Акции всех крупнейших банков континента сегодня ушли в минус – самое ощутимое падение в немецком сегменте: Commerzbank – минус 8,5 процента, Deutsche Bank — почти 14.

Канцлер ФРГ пытается успокоить акционеров и вкладчиков.

" Deutsche Bank тщательно реорганизовал и модернизировал свою бизнес-модель и является очень прибыльным банком. Нет причин для беспокойства", — успокаивает их Олаф Шольц.

Но причины есть поволноваться. Рейтинговое агенство Moody’s предупредила сегодня, что потрясения в банковской сфере США больше невозможно сдержать. Банкротство американского Silicon Valley Bank впрыснуло токсины в кровеносную систему евро-долларовой экономики.

На прошлой неделе едва не загнулся второй в Швейцарии банк Credit Suisse, который спасли слиянием с крупнейшим швейцарским банком UBS, что, разумеется, не сделало последний более здоровым организмом.

А последовавшее за этим повышение ключевой ставки федеральной резервной системы США – сигнал рынку, что дешевых кредитов не будет. Это только усилило предчувствие глобального кризиса. Вот они и стоят – шатаются.

Сложно себе представить, какие усилия необходимы будут для спасения Deutsche Bank, если он начнет падать, как Credit Suisse. Его сливать не с чем, он сам по себе один из столпов глобальных финансов. Так что, наверное, никаких усилий не хватит, просто нет таких денег. Так что необходимо дождаться определенности – нормализации или наоборот. И только потом обсуждать, скажем, вопрос о том, насколько реалистичны планы Евросоюза поставить на Украину миллион снарядов к концу года. К концу года и Евросоюза может не быть.