Индивидуальный предприниматель из Орска Людмила Матькина еще не оправилась от первого иска за нарушение интеллектуальной собственности от американской компании Harman International Industries Incorporated за розничную продажу наушников JBL, как получила очередное "письмо счастья". Теперь уже от российских правообладателей.
"За эту куколку мне прилетело уже 110 тысяч", – рассказывает Людмила. Монстр в коробочке имеет вполне российское происхождение. Одна из героинь отечественного мультсериала. Но произведена, конечно же, в Китае и изначально ориентирована на продажу на рынке Российской Федерации. Типичный контрафакт.
"Почему "Садовод" не проверяют и другие рынки?! – возмущается Матькина. – Почему это вообще происходит? Почему им можно, у них не изымают этот товар, а приходят к конечному покупателю, который торгует в розницу?"
Да потому, что предпринимателей, которые торгуют в розницу, в тысячи раз больше, чем тех, кто торгует оптом.
Юрист Алина Маникова, эксперт по защите интеллектуальной собственности, ежедневно получает по несколько обращений от российских предпринимателей со всех уголков страны. "Единственный способ обезопасить себя от подобных исков – это закупать товар у официального дилера, то есть не торговать контрафактом. Стоимость лицензионного товара на порядок дороже, но риски, связанные с продажей контрафакта, совершенно не оправданы", – отмечает Маникова.
Всевозможные правообладатели выявляют случаи нарушения своей интеллектуальной собственности путем контрольных закупок. Приходят в небольшие торговые отделы и магазины "тайные покупатели" и приобретают определенный товар. Этот вид заработка сегодня приобретает все большую популярность. При минимальных трудозатратах можно поднять очень неплохие деньги. Достаточно набрать в поисковике запрос "работа тайным покупателем", скажем, в Орске – и вот вам 164 вакансии. Покупай что хочешь. Вернее, что надо.
И ладно бы речь шла о наших российских правообладателях, но когда речь заходит о компаниях из США, Великобритании и других недружественных нам стран, которые выкачивают из российского малого бизнеса сотни миллионов рублей... В условиях, когда страна проводит специальную военную операцию, это вызывает некоторое недоумение.
Оренбургскому юристу Роману Габитдинову приходилось бодаться с правообладателями из Калифорнии. Тщетно. Его клиентка, продавшая игрушку за двести рублей, по решению Арбитражного суда была вынуждена отправить на Западное побережье США более 52 тысяч рублей компенсации. Только по одному эпизоду.
Все больше юристов, которые специализируются на защите интеллектуальной собственности, сходятся во мнении, что прекратить нескончаемый поток денег российского бизнеса на счета западных компаний можно лишь путем внесения изменений в законодательство. Но и здесь не все так просто.
"Страна вроде недружественная, а компания работает в нашей стране и очень миролюбивая и дружественная к нашей стране", – говорит депутат Госдумы Андрей Аникеев.
С началом специальной военной операции и введением против России экономических санкций депутаты Госдумы приняли закон о легализации параллельного импорта. Согласно постановления правительства РФ, перечень товаров, разрешенных к ввозу на территорию России, насчитывает более трехсот наименований. Он может быть и расширен. Но надо признать, что на сегодняшний момент это весьма слабое утешение для российских предпринимателей.
"В целом мы интеллектуальное право на бренд отменить не можем. Поэтому наши предприниматели должны быть более внимательны", – советует Аникеев.
"Совсем недавно со мной связался предприниматель из Белгородской области и спросил, как ему быть. Пояснил, что их город обстреливают и он не может отправить в суд почтой возражение на иск, который подан компанией из Великобритании. Здесь необязательно быть юристом, чтобы понимать, насколько это несправедливо", – сказала Алина Маникова.