Тема:

Умер Вячеслав Зайцев 4 месяца назад

"Красный Диор" высоко ценил прошлое и всегда смотрел в будущее

Не стало Вячеслава Зайцева. Известный на весь мир советский и российский модельер накануне поступил в больницу в тяжелом состоянии, но врачам не удалось его спасти. Дизайнер, художник, простой "парень из Иваново"... В конце 1960-х, несмотря на "железный занавес", он стал проводником отечественной моды на ведущие подиумы планеты, и добился международного признания.

"Красный Диор", как его называли на Западе, самобытный и яркий кутюрье создал более 70 коллекций одежды, главной чертой которых был созданный Зайцевым неповторимый "русский стиль".

Художник, маэстро – так говорят всегда, вспоминая Зайцева. А еще в мире моды принято было говорить – Слава, а не Вячеслав Михайлович. Считалось, что он вне возраста, а значит и вне времени. Почти каждый показ начинался с титульной, заявочной модели, по которой любой сразу понимал – да, это показ Зайцева.

О Зайцеве говорили: дескать, он делал "маленький Париж в сером СССР". Но на самом деле он по-своему воспевал женскую красоту и когда решил стать художником, и когда был назван в мировой индустрии моды "Красным Диором", и когда создал целый мир, имя которому Русский стиль.

— А наша женщина по-вашему какая? Чем ее отличают от других женщин в мире?

— Женщина удивительна тем, что она более работоспособная, — отвечал на вопрос Вячеслав Зайцев. — И более женственная, и более человечная. Меньше в ней понтов и каких-то ненужных порой амбиций.

История главного модельера СССР – это история "парня из Иваново", который после семилетки пошел в техникум на художника текстильного рисунка, а потом поступил в Московский текстильный институт – не самый престижный, но факультет прикладного искусства – чуть ли не единственная возможность стать модельером. Молодой художник по распределению попадает на экспериментальную швейную фабрику по пошиву спецодежды и представляет на суд свой взгляд на повседневную форму советских работниц: яркие телогрейки с выточкой, желто-красные валенки и павлово-посадские платки. Коллекцию так бы и считали хулиганской выходкой, если бы эскизы не увидели в Европе.

1988 год. Коллекция Зайцева в Париже. Диплом и медаль города Парижа главному модельеру Московского дома моды! Открывается еще одна сфера сотрудничества с Францией.

Журнал Paris Match ("Пари Матч") выходит со статьей о молодом советском дизайнере. "Он диктует моду Москве". Это Пьер Карден в 1965 году. Он и Марк Боан из дома Dior приезжают в Советский Союз. Знакомятся с работами, эскизами.

– Можно говорить? В общем, я хочу показать несколько эскизов из новой коллекции на 1970-е годы, — анонсирует стиль грядущего десятилетия Вячеслав Зайцев.

И кто теперь назовет Зайцева одержимым выскочкой? Модельера берут на работу в центр советской моды – Общесоюзный дом моделей на Кузнецком мосту.

– Он меня выбрал из множества претендентов на художественном совете на работу в Общесоюзном доме моделей как манекенщицу, — вспоминала Татьяна Михалкова. – Когда я с ним познакомилась, это 1970-е годы, это был такой открытый, солнечный, его называли "солнечный зайчик", вихрастый паренек, который только что закончил Текстильную академию. И он просто летал по Всесоюзному дому моделей.

– Сегодня мода выдвигает новые принципы, новые идеалы. На пьедестале моды сегодня, как мы говорим, находится женщина или мужчина с ярко выраженной индивидуальностью, как бы наступает ренессанс личности! — раскрывал свою идею модных тенденций Слава Зайцев.

Именно в это время Зайцева и стали называть "Красным Диором", в чьих шикарных костюмах ходила Зиночка в фильме Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", кто сделал эти три цвета "красный-белый-черный" основой русского стиля.

– Вот, пожалуйста! Три цвета: черный-белый-красный… "Мои" цвета, на которых я играю, как говорится, в своей работе. И каждый раз это совершенно новое, — комментировал Зайцев выступления советских фигуристов в его костюмах.

– Он зажигал своей харизмой, своим энтузиазмом, своим отношением к женщинам. Потому что он считал, что любая женщина должна быть любима. И женщина любого размера должна быть любима, — подчеркивает манекенщица Татьяна Чапыгина.

– Поэтому очень важно женщине дома думать, что она живет, как говорится, только для самых близких людей… – рассказывал Зайцев.

– То есть она королева.

– Она королева! Правильно, Стеллочка, правильно!

Дом моды на Проспекте Мира. Слава Зайцев – уже самостоятельный бренд. Еще жива плановая экономика, и маэстро бьется за право советских женщин одеваться красиво.

– С моими моделями на фабриках происходит следующее. Покупают модели, их перерабатывают на свой поток, отбрасывают все "ненужные" детали, которые усложняют производство. И получается опять "мешок три дырки, два шва", — переживал он, рассказывая о проблемах с модой в 1989 году.

Говорят, он лучше всех рассказывал о своих работах. Он сам создавал свой мир и сам же его преподносил.

– Самое сокровенное желание – успеть реализовать свой потенциал. Оставить после себя след, и оставить не просто след, как говорится, добрый след в памяти людей, но и оставить школу, — мечтал в 1990 году художник-модельер.

"Одеваться у Зайцева" – это уже означало достичь самого верха. Его клиентки — актрисы, певицы, жены первых лиц. А сценические костюмы Слава Зайцев создавал для целых коллективов. Например, эскизы костюмов для группы "На-На".

– Славе нужно было видеть все: знать каждого, что за личность, и знать группу, что они из себя представляет, — поясняет подход маэстро моды к работе продюсер Бари Алибасов. – Ему надо было всегда видеть: для кого он это делает, какая у него пластика, какие движения, стереотип поведения.

События в моде, конечно, во все времена – отличная тема для репортажа. И Слава Зайцев с очередной коллекцией – обязательный герой что в материале о показе льняных нарядов в Плесе минувшим летом, что в сюжете о показе-спектакле в далеком 1992-м "Агония Перестройки".

– Вячеслав Михайлович, а как насчет костюмов для корреспондентов программы "Вести"?

– Я думаю, что на вас великолепный костюм, который вы, как говорится, войдя в наш зал, мгновенно присмотрели. Момент коммуникабельности в данном случае очень важен. Все начинается с того, как человек одет, — тут же реагирует Вячеслав Зайцев.

Его жизнь – это яркий каскад: триумф за триумфом. Свои неудачи или проблемы Зайцев никогда не показывал. Еще в марте 2023 года маэстро планировал новый выход вне возраста и вне времени.