Добро пожаловать в пристанище разбойников, воров и бедных. Хитровка – это очень опасное место. Там скрываются беглые, каторжане, бандиты и убийцы.
В дореволюционной Москве происходит цепь загадочных и жестоких преступлений. В эпицентре криминальных интриг – две городских легенды. Станиславский – режиссер. Гиляровский – репортер.
Приключенческий детектив "Хитровка. Знак четырех" – абсолютно новый опыт. И в отечественном кино. И в карьере Карена Шахназарова.
"Мне хотелось сделать фильм давно такой не отягощенный проблемами поисками смысла жизни. Веселый, развлекательный, детективный", – признается режиссер.
Постановочная картина. В ней есть погони, есть драки всякие. Есть гонки на катерах начала ХХ века.
Это теперь Хитровка – уютный фрагмент исторического центра. Со времени, когда зять Кутузова, генерал-майор Хитрово обустроил здесь площадь с торговыми рядами – изнанка буржуазной Москвы. Здесь скупали краденое, росли ночлежки, гремели кабаки, собирались бродяги и лихие люди.
Шептались, будто королева криминального мира Сонька "Золотая Ручка" зарыла здесь свои сокровища. Такой Хитровку увидел и показал в одной из своих первых работ "Стачка" великий Эйзенштейн. А вот как описывал район сам Гиляровский: "Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. И действительно, никакая власть не смела сунуться в этим мрачные бездны".
"Хитровка. Знак четырех" – два часа интриг, экшена и увлекательных приключений. Шахназаров сознательно смешал жанры и каноны. Хитровка – лишь повод для завязки великолепной и увлекательной киноавантюры.
Кинофантазия Карена Шахназарова – причудливый сплав сюжетов Артура Конана Дойля и Гиляровского. Последний, в исполнении Михаила Пореченкова, словно Вергилий Данте ведет режиссера Станиславского – Константина Крюкова – по кругам московского криминального ада.
Станиславский ходил с Гиляровским на Хитровку. Потому что эта была постановка пьесы Горького "На дне". И они абсолютно не понимали, как живет то самое дно, о котором они хотели рассказать в своем спектакле.
В реальной жизни Гиляровский действительно водил Станиславского в логово ночлежников и босяков. Где каторжане Балдоха и Безухий едва режиссера не убили. Но громоподобный дядя Гиляй беду отвел.
Станиславский был в восторге. Вот она – живая натура, что искал. Для писателей и режиссеров Хитровка – бесценная жемчужина, где, словно циклоны, зарождались бурные сюжеты и драмы. Гиляровский, Толстой, Станиславский черпали здесь идеи и будущие мизансцены.
Хитровка – это не только нищие и пропойцы. Это очень опасное место, прямо как у Шекспира.
"Станиславский в данном случае раскрывает преступление, применяя свой метод, который, в основном, нужен людям в театре", – поясняет Константин Крюков.
"У нас Станиславский сыщиком заделался. Они с Гиляровским не вылезают из хитровских трущоб, он начинает понимать, как все устроено, кто, почему, что сделал. И, в общем-то, относится к этому, как к режиссерскому разбору спектакля", – считает Крюков.
Необычный драматургический поворот. Прямо как у Шекспира. Герои фильма убеждены, чтобы найти зацепку и вычислить убийцу, нужно попытаться мыслить, как он.
Шахназаров умело соединил детектив и комедию, реальные факты и экзотические фантазии. Так, в ленте появляется второй и даже третий повествовательный слой. А за героями Горького оживают сюжеты Артура Конана Дойля.
Многослойное, захватывающее кино, где очень много причудливых фантасмагорий. Так, одна из сцен картины происходит в пространстве настоящего индуистского храма.
Вместе с главными героями и зрители попадают в невероятные приключения в декорациях старой Москвы.
Увлекательное, остросюжетное, народное кино. Где обаятельные герои обходят ловушки, импровизируют и как магнит притягивают приключения. Которые вместе с ними будут переживать и зрители новой увлекательной драмы.