Иски поданы к Министерству юстиции, которое в свое время приняло решение внести блогера Варламова и артиста Слепакова в реестр иностранных агентов. По данным ведомства, оба получают поддержку из зарубежных источников и публично выступают против России и спецоперации по защите Донбасса. В общем, место в списке вполне заслужили. Но это с моральной точки зрения. А вот с точки зрения юридической имеет место прецедент, когда открыто работающие на противника лица пытаются выкрутить российские законы в свою пользу. Какие перспективы у подобных дел и какие цели преследуют иноагенты?
Не хотят быть иноагентами. Анна Монгайт и ее двоюродный брат Андрей Лошак подали иск к российскому Минюсту, чтобы их исключили из реестра агентов влияния. Оба давно не в России, оба поливают грязью нашу страну. Журналист Лошак – известный противник СВО. А Монгайт – ведущая, продюсер СМИ-иноагнета "Дождь". Называет своей миссией то, чтобы "Россия проиграла Украине". Иноагенты Слепаков и Варламов тоже на днях подали иск в Замоскворецкий суд к российскому Минюсту по тому же поводу, что и Монгайт, и Лошак.
Музыкант Слепаков – в реестре агентов влияния с середины апреля – "формировал негативное отношение к военной и государственной службе" плюс негатив о россиянах, и у него заграничная поддержка. Блогер Варламов – в списке иноагентов с конца марта. На его счету – "недостоверная информация о решениях органов власти". В общем, все понятно. И вдруг началось: мы, мол, не агенты влияния, снимите статус. Неужели есть шансы?
Кто такой иноагент? Тот, кто получает иностранное финансирование и отрабатывает задачи, поставленные ему другим государством. В данном случае – медийная ("художественная", если можно так сказать) повестка; формирование общественного мнения. Кощунственная "Колыбельная" Слепакова или вот про "научим тебя Родину любить" за авторством Земфиры – как раз формирование нужного Западу взгляда на Россию. Земфира недавно тоже подала иск к нашему Минюсту – точно такой же, как и Слепаков. И Максим Галкин тоже отметился – сначала кичился статусом иноагента в России, а потом вдруг в суд побежал.
Из-за границы сложнее окучивать аудиторию, а видимо, зарубежные кураторы считают, что в России у всех этих персонажей зритель еще остался. Это большой вопрос, кстати, репутационные потери у того же Слепакова реально большие, да и шоу-бизнес не терпит пустоты. На российских площадках уже другие звезды, к которым вопросов у Минюста нет.
Но такие, как Галкин, привыкли к достатку. Их заработки на зарубежной сцене несопоставимы с тем, что было здесь. И подушку безопасности, выходит, уже проели. Вот и нацелились обратно. У них есть циничный расчет. Игра на оставшуюся публику, которая еще кидает донаты и шлет переводы. Странно только, что юристы Галкина, Земфиры и прочих, видимо, считают Закон об иноагентах "решетом". А там мышь не проскочит. А еще ведь репутация артиста, медиаперсоны. И слова, от которых никогда не отмыться. Какое уж тут возвращение...