Увиденное действительно впечатляет. Во-первых, своими масштабами. В штольнях предприятия хранятся сотни тысяч бутылок с игристым. По приблизительным подсчетам, речь идет о шести миллионах. Ну, а во-вторых, поражает удивительная сохранность хрупкой стеклянной тары. Несмотря на интенсивные боевые действия в Артемовске, продукция осталась целой. Разве что пыли на шампанском стало несколько больше.
Сейчас за сохранностью складов следят бойцы штурмовых отрядов. Как стало известно, вход на предприятие был заминирован, и один военный погиб. Однако в остальном один из крупнейших в Европе заводов по производству шампанского практически не пострадал.
Завод во многом уникальный. И эта уникальность помогла сохранить почти всю инфраструктуру. Город – взят, но шампанское рекой не льётся. Во-первых, оно еще не готово. А во-вторых, дисциплина превыше всего.
Артемовский завод игристых вин перешел под контроль российских военных еще в начале года. Но местные оставили предприятие гораздо раньше: последняя запись в производственном журнале датирована маем прошлого года.
Завод построен в 50-х годах прошлого века, он был одним из многих, которые закрывали на рынке специфическую нишу "советского шампанского". Это предприятие выделялось – в Артемовске делали "премиальное игристое", для партийной номенклатуры.
В Артемовске применяется "традиционная методика": первичное вино здесь сразу разливается по бутылкам, и выдерживается прямо в них. Емкости периодически взбалтывают и поворачивают. А затем с помощью специальных процедур извлекают пробки вместе с осадком. Настоящая жемчужина советского виноделия.
Как же это все удалось сохранить в условиях долгой и упорной осады Артемовска? А очень просто: завод изначально был построен на месте гипсовых шахт. И буквально вся его инфраструктура находится под землей – в катакомбах, уходящих на десятки метров вниз. Чуть ближе к поверхности размещен только купажный цех, чтобы было удобно завозить на завод полуфабрикат.
А далее – всё по производственной цепочке. Линии тиражного цеха – там, где вино разливают по бутылкам. А глубже всего – в 70 с лишним метрах под городом – склады и цеха выдержки. Иначе говоря, военные действия на поверхности вообще никак не повлияли на предприятие.
А вот что будет с производством дальше, непонятно. И украинским предпринимателям вряд ли разрешат вернуть себе производственные мощности и почти готовую продукцию. Так что, запускать завод заново придется, вероятно, уже властям ДНР.