Спецназ задерживает одного из подозреваемых по делу на полтора миллиарда рублей. Совместная операция ФСБ, МВД и Следственного комитета при поддержке Росфинмониторинга. Обыски по десятку адресов. В деле 30 подозреваемых.
Следователи уверены – они наживались на автостраховках. Выстроенная иерархия, четкое распределение ролей. Вот один из предполагаемых лидеров банды – Игорь Резиньков. Он пытался сбежать в Грузию через Верхний Ларс.
"В период с декабря 2020 года по октябрь 2021 года фигуранты инсценировали дорожно-транспортные происшествия. В последующем они формировали выплатные дела и направляли их в Росгосстрах и другие страховые компании", – сообщила Светлана Петренко, представитель СК.
На руках у задержанных – десятки ПТС и СТС, поддельных протоколов. Подставные номера из Абхазии. В пользовании внедорожники премиум-класса и специальное оборудование, чтобы наносить маркировку.
Работали под прикрытием. В состав группы входят сотрудники страховых компаний, должностные лица правоохранительных органов СКФО и ЮФО (УГИБДД), экспертных учреждений по оценке ущерба транспортным средствам при ДТП, а также иные лица.
Раскрыть мошенников помогли в Росгосстрахе. Аферисты требовали от компании очередную выплату почти в 2 миллиона рублей, но просчитались. Схема достигла таких масштабов, что в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах значительно выросли цены на автостраховки.
Если высокий уровень страхового мошенничества, соответственно – высокая стоимость полиса страхования.
Правоохранители установили системные признаки деятельности ОПГ в Северо-Кавказском и Южном округах. Включали они такие признаки, как системность, повторяемость лиц, транспортных средств, получателей денежных средств.
Подобных схем десятки. Например, адвокат Евгений Афанасьев на своем "бентли континенталь" таранил на столичных дорогах исключительно коммерческий транспорт, а затем требовал от страховых баснословные суммы.
Классическую автоподставу видели, пожалуй, все. Где-нибудь недалеко от пешеходного перехода, аферист дожидается одиноко едущей машины. Затем резко выскакивает прямо перед ней, делает вид, что пострадал и требует деньги.
Но крупные банды буквально режиссируют липовые аварии. В подмосковном Серпухове этот перекресток называют чертовым – здесь постоянно бьются машины. Об особенностях этого отрезка знают и мошенники. Вот так они обманывают страховые. Медленно заезжают на перекресток и начинают подбирать оптимальное расположение машин. Чтобы все это выглядело как настоящее ДТП. Съезжаются. Встают впритирку и вызывают полицию.
Компании и в целом страховая система несут грандиозные убытки. Речь идет о миллиардах рублей. И причем они могут в некоторых регионах достигать каких-то астрономических сумм.
В прошлом году рынок ОСАГО оценивался в 250 миллиардов рублей. В новой санкционной реальности – где доставать запчасти и труднее, и дольше – мошенники активизировались.
"Страховым компаниям стало вновь выгодно и проще платить деньги, потому что она не может отремонтировать машину. Ей проще заплатить хоть какие-то деньги и закрыть вопрос и, соответственно, автомошенники с удовольствием эти деньги возьмут, в отличие от обычного человека. Обычному человеку нужен ремонт. А мошенники с удовольствием возьмут деньги, потому что они все равно ремонтировать не будут", – поясняет Александр Шумский, автоюрист.
Что касается задержанных, то они уже арестованы. Их счета заблокированы, а машины изъяты. Эксперты прогнозируют, что в южных регионах России, стоимость страховок скоро снизится.