Пропускают повороты, не могут построить маршрут или вообще определиться, в какую сторону ехать, – московские водители сегодня стали массово жаловаться на сбои в работе спутниковой навигации. Больше всего трудностей, что ожидаемо, возникло у таксистов. Крупные российские агрегаторы подтвердили проблемы в системе. И, как сообщается, теперь координаты "корректируются с помощью внутренних алгоритмов", по которым направляют водителей к месту заказа.
Сбои GPS отразились и на сервисах аренды самокатов. Некорректно отображалась карта с точками проката. Пользователям порекомендовали брать транспорт с помощью маркировки на руле. А каршеринг вышел из положения, разрешив бронировать автомобили не по геолокации, а по госномеру.
Нетрудно догадаться, что все это – одно из следствий работы средств радиоэлектронной борьбы, которые показали свою высокую эффективность при отражении налета украинских беспилотников. И если с точки зрения безопасности вопросов нет, то те же столичные таксисты по-прежнему недоумевают: неужели снова пора доставать бумажные карты?
Увы, система GPS оказалась продуктом двойного назначения. А значит, что-то с ней нужно делать. Геолокация сбоит, но это небольшая плата за безопасность мегаполиса. Из восьми дронов, пытавшихся атаковать Москву сегодня, пять сбиты системой ПВО. А еще три удалось "приземлить" бесконтактно – системы РЭБ выключили электронику беспилотников. Предположительно, глушили сигнал GPS.
Дроны, которые сегодня попытались совершить налет на Москву, скорее всего, напрямую не управлялись оператором. Беспилотники двигались по четкому полетному заданию, но постоянно корректировали свой маршрут по системе GPS. Метод не новый и вполне типичный для натовского вооружения. Точно так же, по GPS, наводятся многие западные комплексы, подаренные Украине. Это и барражирующие боеприпасы, и управляемые ракеты, "умные" артиллерийские снаряды, те же HIMARS. Иными словами, популярная система геопозиционирования, сросшаяся со многими гражданскими отраслями, – по сути, тоже превращена Западом в оружие войны. А значит, нравится это московским таксистам или нет, GPS нужно уметь как минимум периодически отключать.
Глобальная сеть GPS – это 24 спутника, летающих над Землей на высоте в 20 тысяч километров. Любое совместимое устройство может связаться одновременно с 4 такими аппаратами, которые и вычисляют, исходя из полученных данных, точное местоположение абонента. Работает система на трех несущих частотах, которые всем известны. А потому относительно легко можно создать на небольшой территории "пузырь без GPS", то есть разместить источник помех, искажающих спутниковые сигналы. Потребительские устройства, например, способны заглушить геопозиционирование в радиусе несколько десятков метров. А более мощные генераторы выключают навигацию на территории в несколько квадратных километров.
Можно, конечно, пойти еще дальше и вырубить систему вообще под корень, но пока в этом нужды нет. Вполне справляются со своей задачей комплексы РЭБ – такие, как, например, "Красуха", которая способна полностью подавлять сигналы любых РЛС и радиоканалы связи дронов на расстоянии до 300 километров.
И все это не теория. Российские генераторы помех на практике деклассируют лучшее оружие НАТО. Это из-за них, например, "умные" бомбы "Джейдэм" в руках ВСУ вдруг резко "поглупели" и перестали попадать по целям. Благодаря им фиаско потерпели английские Storm Shadow. А еще глушилки называют одной из причин катастрофического снижения эффективности комплексов HIMARS на Украине, которое фиксируют западные военные эксперты. Оказывается, выключи им GPS – и смертоносные РСЗО "слепнут".