Тема:

Новинки автопрома 1 месяц назад

Кто не успел: почему до России пока не доехали иранские авто


Global Look Press

Дата начала продаж иранский автомобилей оказалась сорвана. Один из дилеров планировал открыть торговлю автомобилями с 1 июня 2023 года. Но сейчас старт продаж перенесен на неопределенный срок. Что случилось?

В марте было заявлено, что в Россию из Ирана приедут автомобили SAIPA. Это седаны Saina и Shahin, а также хэтчбек Quik. Saina и Quik основаны на использовании платформы от старого KIA Pride. Она же модернизированная версия X200 образца 1986 года для ходовой Ford Festiva/Mazda 121. А более комфортный Shahin опирается всеми четырьмя колесами на тоже не самую новую платформу Toyota B.

SAIPA Saina и Quik обещали поставлять с атмосферным полуторалитровым двигателем М15 мощностью 87 лошадиных сил, мотор для SAIPA Shahin оснащается турбиной и развивает уже 112 лошадей. Обе машины могут комплектоваться как механическими, так и автоматическими коробками передач от компании DAE.

Цены на машины заявлялись приемлемые – от миллиона до 1,7 миллиона рублей, а с учетом изменения курса рубля диапазон уже сместился в область от 1,1 до 1,8 миллиона. На тот момент это был практически чистый от предложения ценовой диапазон. Ниже нижнего доступна была только Lada Granta, с которыми иранский автопроизводитель мог конкурировать. После этого у этом ценовом сегменте появились Changan Alsvin и BAIC U5 Plus с ценником в 1 миллион 650 тысяч и 1 миллион 700 тысяч соответственно.

Кроме того, с 9 июня на российский рынок вернулась Lada Vesta, при этом это ее новая генерация – версия NG. Ее цена – от 1 миллиона 240 тысяч до 1,7 миллиона рублей.

Мнения экспертов о причинах задержки иранских машин разошлись. Одни считают, что причина в росте конкуренции и цены, другие сетуют на то, что иранский производитель просто не может на свой страх и риск произвести улучшенные модели машин, если они не будут под гарантии выкуплены. В чем точно эксперты единодушны, так в том, что задержка не связана с логистикой: автомобили не подсанкционный товар, пути транзита через Каспийское море, Грузию и Армению открыты. Есть и те эксперты, которые винят в задержках поставок самих дилеров: они переоценили собственные силы, не рассчитав маркетинговые и прочие риски при выводе нового продукта на российский авторынок. Два дилера, один из России и один из Белоруссии, обещали продать в первые три года до 45 тысяч иранских машин каждый, при этом первые 10 тысяч – за 2023 год. Планировалось даже производство этих машин в Санкт-Петербурге. С задержками эти планы становятся все более призрачными.

В колоде у иранского производителя остается еще козырь. Это Cadilla L90 дочернего подразделения компании SAIPA – Pars Khodro. Это творческая переработка старого и знакомого в России Logan – Renault Tondar 90. На него собирались ставить сначала 112-литровый М15ТС, но затем его место занял модернизированный 1,6-литровый Peugeot EC5 отдачей 115 лошадей.

Но и тут на пути иранских лошадок уже заложен камень преткновения: гендиректор АвтоВАЗа Максим Соколов анонсировал презентацию новой Lada Granta летом 2024 года. Но тогда иранские "убийцы "Лад" сами станут жертвами рынка.