Тема:

Ситуация на Украине 1 час назад

Рецессия и протесты: чем обернулась поддержка Украины для Европы

Еврокомиссия признала, что в еврозоне началась рецессия. Не волнуются только представители ВПК: у них-то есть заказы и полно работы. Зато волнуется население: поляки вышли на многотысячную демонстрацию, немцы отворачиваются от коалиции канцлера Шольца в пользу "Альтернативы для Германии". Тем временем страны НАТО пугают собственное население военными учениями.

Евросоюзу поддержка Украины обходится дороговато. В четверг, 8 июня, Еврокомиссия официально признала: в Еврозоне началась рецессия. Экономика уходит в минус. Статистика свидетельствует: падение началось в конце прошлого года, а в первом квартале 2023-го продолжилось.

В России же – наоборот. После введения 12 тысяч санкций наша экономика не рухнула и в клочья не порвалась, как многие на Западе обещали. Более того, в апреле ВВП показал рост на 3,3 процента в годовом выражении.

На неделе во французском городке Арроманш-ле-Бен на побережье Ла-Манша отметили 79-ю годовщину высадки союзников в Нормандии. Девять лет назад здесь впервые заговорили об Украине – так появился ныне забытый всеми нормандский формат. Говорят и теперь.

"Сегодня день памяти наших союзников и бывших врагов, которые стали нашими союзниками, нашими партнерами, нашими друзьями, и мы все поддерживаем Украину и украинский народ в борьбе, которую они ведут уже больше года", – заявил президент Франции Эммануэль Макрон.

Макрону можно было бы задать уточняющий вопрос: кто был врагом, а кто – союзником Франции во Второй мировой войне – Макрон дал бы неправильный ответ. Зато сейчас им понятно, кто есть кто: с врагом определились на сто процентов.

– Как вы оцениваете ситуацию на фронте? – спросили у главного американского генерала Марка Милли в день, когда началось украинское наступление.
– Я всегда говорю об осторожности. Это война, и с каждой стороны есть свои плюсы и минусы. И война очень динамична, поэтому нет никаких гарантий какого-либо конкретного результата.

Милли – военный, от него по определению следует ожидать большего здравомыслия, чем от политиков, однако и его авторитетное мнение создало на Западе образ русской армии как плохо обученной и слабо вооруженной организации. Тем неожиданнее для них стала ее упорная, слаженная и, насколько можно судить, эффективная работа: со скрипом они признают, что "русские воюют лучше, чем ожидалось". На отдельных участках, по их версии.

"Мы имеем дело не с провалившимся контрнаступлением Украины, речь идет об одной украинской колонне отдельной взятой бригады, которая была атакована и у которой большие проблемы. Украина сформировала минимум 75 танковых бригад для этого контрнаступления. И одна из них вчера оказалась в очень тяжелом положении южнее Орехова", – заявляет журналист Bild Юлиан Репке.

Разбор событий в немецких медиа усложняется участием в них танков Leopard. Долгожданное, по определению многих западных СМИ, наступление газета Bild, например, встретила восторженным комментарием – мол, наконец-то, панцервагены покажут себя в деле. Теперь приходится констатировать, что далеко не у всех нашлись силы разместить на своих ресурсах фотографии уничтоженной гордости немецкого ВПК – новейших "Леопардов 2А6", с которыми связывают так много надежд. Зато Армин Паппергер, глава концерна Rheinmetall, который делает для этих танков пушки, не унывает. Издание RND пообщалось с человеком, который философски смотрит на вещи.

– Почему мы так мало слышим о потерях немецких систем вооружения?
– Потому что о них не говорят.
– Это значит, что они есть?
– В жизни всегда есть потери.

На самом деле спокойствие Паппергера связано с четким пониманием того, что доходы его компании все равно превысят любые потери – Rheinmetall только что получил заказ на 20 новеньких БМП Marder для Украины. Все в порядке. Такая позиция скорее согласуется не с CNN, которая назвала потери ВСУ значительными, а с официальным представителем Белого дома Джоном Кирби, который говорит о них как об ожидаемых.

Потери – в порядке вещей, особенно при наступлении. Так они объясняют. А наступать надо, если Украина хочет показать результат к июльскому саммиту НАТО, ведь далеко не все видят перспективу так, как она представляется президенту Польши Анджею Дуде.

"Нам необходимо определить четкую перспективу членства Украины в Альянсе", – заявил Дуда.

То, что нужно Дуде, не нужно венгерскому премьеру Виктору Орбану. Плюс Альянс бьется с той же Венгрией, а главным образом – с Турцией, чтобы затащить в свои ряды Швецию. Политически этот вопрос сейчас значительно более актуален, чем предоставление Украине гарантий членства в НАТО. Украина должна воевать с Россией – вот ее дело на ближайшие годы.

"Мы усилим нашу поддержку Украины принятием многолетнего пакета помощи, чтобы они смогли перейти от стандартов эпохи СССР к стандартам НАТО", – пообещал генсек Североатлантического блока Йенс Столтенберг.

Военнослужащие украинской армии имеют шансы закончиться раньше западной техники. Очевидно, многие этого не исключают. Есть косвенные свидетельства. И как с этим быть? Много шума на неделе наделало заявление бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена – мол, если не принять Украину в НАТО, Польша и прибалты соберут коалицию желающих ввести войска на украинскую территорию. Быстрее других на это отреагировала премьер-министр Эстонии Кая Каллас.

"Ни одна страна не заявляла о своем желании вмешиваться в эту войну, отправлять на нее своих военных, я о таких планах не слышала", – заявила она.

Расмуссен сам по себе не без странностей – когда был при деле, имел привычку носить диктофон на конфиденциальные встречи, но, в любом случае, лицо, относящееся к определенному кругу информированных. К тому же, понятно, почему Каллас могла чего-то не слышать. С Эстонии взять нечего – в НАТО она только из-за территории под американские базы у границ России. Вот Польша – да. Румыния. А еще лучше – Италия с Германией. В конце концов, какой смысл поставлять "Леопарды", если через год или два (а канцлер Германии уже говорит о затяжной войне) ими некому будет управлять. В чем тогда смысл слов, которые Олаф Шольц или его итальянская коллега Джорджа Мелони произносят регулярно? На этой неделе снова повторили.

"Мы гарантируем Украине нашу поддержку до тех пор, пока это будет нужно", – сказала Мелони.

"Мы будем делать это столько, сколько потребуется", – продублировал Шольц.

Если поддержка безгранична, то и ее характер, очевидно, вещь обсуждаемая. Другое дело, что эти тезисы становятся все менее популярными. В Италии ладно – там чехарда премьеров в порядке вещей, но канцлер Германии, превращающийся в хромую утку, не отработав и половины первого срока – вот это из ряда вон.

"Германия вступила в рецессию. Не стоит излишне драматизировать, но удивительно, что ситуация дошла до экономического спада. На мой взгляд, Германии не грозит затяжная глубокая рецессия, но есть четкий сигнал для всех нас, для политики. Пора перестать думать о четырехдневной рабочей неделе, о том, как нам меньше работать в Германии. Сейчас не время думать о чем-то подобном", – заявил министр финансов ФРГ Кристиан Линднер.

Пандемия коронавируса, энергетический кризис, по сути дела открытая война с Россией подкосили Европу: два квартала подряд минус ВВП означают рецессию. Без дешевого сырья – спад цен на газ, по-видимому, носит временный характер – европейская, особенно немецкая экономика лишена одного из ключевых источников роста. Инфляция. Безработица. Спад потребления. Как следствие – перестановки в рейтинге популярности. Партия Шольца просто тонет: по некоторым опросам, она опустилась на третье место с 19 процентами, против 20 у "Альтернативы для Германии", которую постоянно клеймят пророссийской партией.

"По данным Института изучения общественного мнения Insa, рейтинг АдГ достиг максимума за всю историю партии. В это сложно поверить, правые набирают 19 процентов. АдГ более чем удвоила свои рейтинги за прошедший год и в настоящее время находится на одном уровне с партией канцлера. "Альтернатива для Германии" особенно сильна в восточногерманских федеральных землях, включая Берлин", – передает Bild.

Если бы в шести федеральных землях бывшей ГДР провели выборы, то канцлером такой Германии стал бы представитель "Альтернативы" – у нее 32 процента голосов на востоке страны. За "Зеленых", которые по недоразумению и жажде власти господина Шольца получили под контроль внешнюю политику и национальную экономику, готовы голосовать 13 процентов немцев.

На неделе в Варшаве прошла крупнейшая антиправительственная манифестация со времен польского профсоюза "Солидарность". "Гражданская платформа" Дональда Туска вывела на улицы полмиллиона человек. На осенних выборах польским националистам будет непросто удержать власть и сохранить в силе свои планы о реинкарнации Речи Посполитой. Туск и его партия, не отягощенные историческими комплексами в той степени, в какой ими заражена компания Качиньский-Дуда-Моравецкий, радикально не изменит политики на российском направлении, но, вероятно, снизит уровень вовлеченности Польши в украинский кризис до среднестатистического. И это отвечает ожиданиям очень многих поляков.

Что же до немцев, то им с коалицией Шольца, имеющей совокупную поддержку в районе 37 процентов, жить еще больше двух лет. И главное – пока не видно, за счет чего власть может снова завоевать большинство симпатий. Впрочем, до выборов можно дотянуть и без симпатии. Есть разные способы.

На следующей неделе в Европе начинаются крупнейшие в истории НАТО учения ВВС. Под командованием Германии – 25 стран Альянса: задействованы практически все виды летательных аппаратов от бомбардировщиков B-1 и истребителей А-35 до ударных беспилотников. Использование воздушного пространства гражданскими судами будет серьезно ограничено, отменяются сотни авиарейсов. Насчет всей этой суматохи хорошо высказался один из лидеров "Левых" Грегор Гизи: не можешь напугать врага, напугай собственное население.