Число отравленных ядовитой бурдой с веселенькими этикетками перевалило за сотню, скончался 31 человек. За жизнь еще десятков врачи борются в больничных стационарах в разных городах. Слабоалкогольный напиток, что сейчас распоряжением Роспотребнадзора изъят из магазинов по всей России, назывался "Мистер Сидр". Выяснили, что это даже и не сидр, что по классике должен производиться из сбродившего яблочного сока, а подкрашенная газировка с добавлением ядовитого метилового спирта и ароматизаторов. Все просто.
Я вот сам из любопытства купил в Интернете эти ароматизаторы – прямо с доставкой. На любой вкус. Это химически синтезированные запахи – концентраты, которые нужно разводить в больших объемах. Здесь так и написано: "На 10 литров". У нас это маленькие пузырьки, но такие же концентраты можно легко купить хоть ведрами для того, чтобы бодяжить в промышленных объемах. Стоят они совсем дешево, ведь для производства ароматизатора, скажем, с кофейным запахом самого кофе не требуется.
Да и вообще все это делается не у нас. Вот на этикетке – совсем мелко: "Дозировка – 1 мл на 1-2 литра напитка. Перед использованием встряхнуть, развести в спиртном напитке (крепостью до 50 градусов) согласно дозировке. Корректирование дозировки цветовых и вкусовых характеристик будущего напитка происходит "по вкусу" с помощью носика-дозатора. Состав: пропиленгликоль, ароматические вещества ETOL (Словения)". И далее – производитель – наше ООО – общество с ограниченной ответственностью такое-то. Ответственность действительно ограничена. В смысле – никакой ответственности. Это же не криминально – импортировать и продавать ароматизаторы.
У нас вообще производство слабоалкогольных напитков законодательно регулируется слабо. По вину – все четко. 468-ФЗ от 2019 года утверждает, что вино только из винограда, а российское вино – из российского винограда. Закон фиксирует разрешенные технологии, строгая маркировка по сортам и происхождению вина, действует саморегулируемая организация виноделов с функцией контроля стандартов, сертификаты качества... Создана система, по которой виноделы не играют в "кошки-мышки" с Минсельхозом, а прозрачно контролируют друг друга, не допуская сползания в сторону. Высокий стандарт поддерживается теми, кто производит вино честно и знает, что так же честно работают и коллеги. В этом и смысл созданной по 468 закону саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
В производстве слабоалкогольных напитков – другая картина. Это же не вино. И такого жесткого регламента там нет. Если вы захотите производить, скажем, пиво, пивной напиток, сидр или медовуху, вам даже лицензия не нужна. Смотри пункт 1-й статьи 18 ФЗ-171 от 1995 года "О государственном регулировании производства алкогольной и спиртосодержащей продукции". Привет из 90-х! По этому же закону вы можете производить слабоалкогольные напитки, если у вас есть складские помещения. Технологии законом никак не регламентируются. Ограничен лишь объем потребительской тары – 1,5 литра. Можно смеяться, но вам даже не нужно ставить у себя автоматическую систему учета и контроля ЕГАИС. Расшифровывается как Единая государственная автоматизированная информационная система. Так вот если вы производите меньше 3 миллионов литров (скажем, сидра) в год, то такую систему ставить необязательно.
Ну, а вот из ГОСТа 2020 года про опять же сидр. Пункт 6. 2: "Порядок и периодичность контроля содержания токсичных элементов, микробиологических показателей в традиционных фруктовых сидрах и фактического объема устанавливает изготовитель в программе производственного контроля". То есть контролируем сами себя. Неудивительно, что в этих условиях, по данным Росалкогольрегулирования, производство слабоалкогольных напитков с начала года выросло у нас аж на 23%. Это менее, чем за полгода. Может, как-то присмотрться к сегменту? Конечно, не нужно "кошмарить" бизнес, но и травить народ почем зря тоже не дело.
А теперь конкретная история про отравление.
После недельной борьбы за жизнь школьница из Кургана умерла, не приходя в сознание. Диагноз – отравление ядовитым напитком от самарского производителя. Одиннадцатиклассницу доставили в детскую областную больницу в состоянии комы еще 4 июня. Но врачи не сразу смогли определить, в чем причина. Как показала экспертиза, в организм ребенка попала большая доза метанола. Школьница выпила 2,5 литра напитка. Врачи сразу в нескольких регионах продолжают бороться за жизни жертв массового отравления.
Профильное токсикологическое отделение Ульяновского областного клинического центра. Здесь сейчас проходят лечение 12 человек, которые пострадали от суррогата. Все – женщины. Именно они, по словам медиков, тяжелее всего отреагировали на отравление. В палате и беременная пациентка. Екатерина попросила не показывать ее лицо. Благодарит врачей, ведь они спасли сразу две жизни.
Сильная слабость, головокружение, рвота и слепота – симптомы у всех словно под копирку. Только последствия разные. В зависимости от количества выпитого суррогата.
"При попадании метилового спирта в организм происходит его окисление и превращение в муравьиную кислоту, которая и является веществом, которое разрушает организм", – рассказал Игнат Пономаренко, заведующий отделением токсикологии Ульяновского областного клинического центра.
Ядовитый сидр убил больше трех десятков человек. Среди них и продавец этого самого напитка. Село Слобода Выходцево в пригороде Димитровграда. Здесь жила умершая от "Мистера Сидра" 53-летняя Галина Кириллова. После выпитого стакана женщине стало плохо. Она впала в кому. Врачи спасти ее не смогли. Погибшую оплакивают всем селом.
Следователям уже известно, что технический спирт, который использовали в производстве ядовитого "Мистера Сидра", был незаконно вывезен с территории склада Центра хозяйственного и сервисного обеспечения Самарского управления МВД на окраине Самары. Паленый конфискат хранился здесь в качестве вещдока. Как следует из материалов уголовного дела, 6 тонн метилового спирта похитили бизнесмены Дмитрий и Алексей Егоровы. Ворота им открыл старший сержант Иван Гребенкин, за что получил 100 тысяч рублей.
"Эту продукцию они продали Артему Айрапетяну, который осуществлял нелегальные поставки спирта учредителю фирмы "Анди" Анару Гусейнову. В дальнейшем ядовитое вещество было использовано при производстве спиртосодержащего напитка, который поставлялся для реализации потребителям", – заявила Светлана Петренко, руководитель Управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации.
Сотрудник полиции, ставший фигурантом уголовного дела, арестован. Во время избрания меры пресечения в суде попросил прощения у родственников жертв. В СИЗО отправлен и самарский бизнесмен Анар Гусейнов. Его компания как раз закупила метиловый спирт для производства сидра.
То самое предприятие. Пригород Самары, поселок Винтай. Именно отсюда уже готовое ядовитое пойло отправлялось в торговые точки. Предварительная экспертиза подтвердила: в паленом сидре были примеси метанола и этилбутирата. Сейчас за высоким забором тишина, сотрудников нет. Там работают лишь оперативники.
Никакого спирта в настоящем сидре быть не должно. На этом предприятии в Тульской области напиток получают путем брожения фруктового сока. Это долгий и дорогостоящий процесс.
"Если мы берем классическую технологию, то в целом это занимает минимум три месяца. Основное брожение происходит в течение двух-трех недель, а потом идет процесс дображивания, когда напиток газируется", – пояснил Денис Сальников, владелец пивоварни.
Не исключено, что фирма самарского пивовара Анара Гусейнова могла просто экономить на производстве сидра. Вместо естественного брожения использовала этиловый спирт, разбавляя им газированную воду с ароматизаторами. Правда, почему в напитке оказался спирт метиловый или, как его называют, технический, который даже в малых дозах опасен для человека, – большой вопрос.
Арестованный руководитель фирмы Анар Гусейнов и раньше обращал на себя внимание правоохранителей. Год назад его привлекали к административной ответственности за торговлю алкоголем без лицензии. Но тогда судья Арбитражного суда Самарской области Татьяна Матюхина почему-то проявила великодушие и заменила коммерсанту штраф предупреждением. Журналисты не раз обращали внимание на то, что бизнес по изготовлению и продаже контрафактного алкоголя в Самарской и Ульяновской областях не может существовать без покровительства полицейских. И случай с "Мистером Сидром" – очередное тому подтверждение.
"Эта история наглядно свидетельствует о необходимости коренного изменения отношения государства и государственного контроля за изготовлением алкогольной продукции. Необходимо вывести из-под действия моратория проверки в предприятии, где осуществляется производство алкогольной продукции, потому что это – вопрос жизни и здоровья", – уверен депутат Александр Хинштейн.
Врачам скорой в первые часы после новостей об отравлении пришлось работать в авральном режиме. Вызов за вызовом. Более 700 обращений в сутки. Это только в Ульяновске. Для сравнения: во времена ковида таких вызовов было около тысячи.
По словам медиков, смерть в большинстве случаев наступала уже через два часа после употребления напитка. Фельдшер Центральной станции скорой помощи Ульяновска Алина Сидякина принимала самый первый вызов. Говорит, поначалу было не совсем понятно, какова причина отравления. К тому же некоторые пациенты зачем-то скрывали факт употребления сидра или не говорили об этом вообще, словно не придавая значения, тем самым усугубляли ситуацию и лечение. Фельдшеры получили рекомендации: обязательно устанавливать круг всех участников – с кем, когда и где пациент распивал напиток. Эта информация в конечном итоге помогла правоохранителям. Так были установлены все места продажи смертельно опасного напитка. Суррогат "Мистер Сидр" отпускали в так называемых разливайках.
Киоск в одном из районов Ульяновска. Рядом – закусочная. Заведение во дворе жилого дома, вблизи детской площадки. Повсюду – пустые бутылки. Жильцы давно были против такого соседства. После череды отравлений и вовсе требуют закрыть все сомнительные торговые точки.
В Главном Управлении МВД России по Самарской области произошли кадровые перестановки. Приказом министра внутренних дел Владимира Колокольцева уволен заместитель начальника регионального управления Юрий Сафронов. Он отвечал за работу тыловых подразделений. Со дня приказа прошло 4 дня, но фотографию Сафронова почему-то до сих пор не убрали с официального сайта ведомства. Кстати, в соседней Ульяновской области, где больше всего отравившихся сидром, на сайте управления МВД фотография начальника Максима Петрушина вообще отсутствует. В отставку отправлен и начальник Центра хозяйственного и сервисного обеспечения Александр Ремнев.
В офисах центра тоже побывали следователи. Кабинет заместителя начальника Центра хозяйственного и сервисного обеспечения Самарского регионального управления МВД опечатан. Самарские журналисты задаются вопросом: почему в отношении уволенных следователи не возбуждают уголовные дела, ведь факт преступной халатности налицо? В рамках расследования следователи уже изъяли тонны сидра со всех торговых точек по всей стране. Это склад в Ижевске. Изъятый сидр в коробках – на ответственном хранении сотрудников Следственного комитета.
На фоне страшных новостей об отравлении людей Минпромторг подготовил законопроект о введении в России госрегулирования производства и оборота метилового спирта. Не исключено, что в уголовном деле об отравлении метиловым спиртом появятся и новые фигуранты. Но главный вопрос сейчас: что нужно сделать, чтобы такие трагедии больше не повторились?..