Тема:

Главные события 41 минута назад

Шанс – только всплытие: "Титан" невозможно спасти на такой глубине

Спасти экипаж пропавшего в Атлантическом океане туристического батискафа "Титан" невозможно, если только сам аппарат не всплывет на поверхность. Такое пессимистическое мнение высказал в эфире телеканала "Россия 24" старший преподаватель кафедры океанологии географического факультета МГУ имени М.В​​​. Ломоносова Сергей Мухаметов.

"Оперативно прийти в этот район и погрузиться на другом батискафе – нереально, – считает ученый. – Если они сами не всплывут, спасти их уже будет невозможно".

Дело осложняется глубиной, на которой находятся и "Титан" и "Титаник", к которому отправился батискаф – 19 июня 2023 года туристическая компания OceanGate Expeditions подтвердила исчезновение своего аппарата с экипажем из 5 человек на глубине в 3,8 км примерно в 1500 км от американского мыса Кейп-Код и в 600 км от канадского Ньюфаундленда.

"К сожалению, провести удачную спасательную операцию на такой глубине еще не удавалось никому", – заключил Сергей Мухаметов.

Действительно, крупнейшие глубоководные спасательные операции этого века терпели фиаско и на гораздо меньших глубинах. В августе 2000 года не смогли спасти АПЛ "Курск", затонувшую в 176 км от Североморска на глубине "всего" 108 метров. Не спасли в ноябре 2017-го в результате международной спецоперации и аргентинскую ARA San Juan (S-42), затонувшую в 1400 км от Буэнос-Айреса на глубине 800 м. И всего два года назад – в апреле 2021-го – "потеряли" к северу от Бали подлодку индонезийских ВМС Индонезии KRI Nanggala (402) – пока ее искали, субмарина, максимум погружения которой составляет 500 м, провалилась в 850-метровую котловину.

А вот бывший замглавы МЧС России Михаил Фалеев пока не теряет оптимизма – спасти людей, затерявшихся на страшной глубине все же можно, уверен лауреат премии правительства РФ в области науки и техники.

"Если береговая охрана США и Канады (а 20 июля о готовности помочь заявила и Великобритания - ред.) располагают батискафами спасательного типа, которые способны пристыковаться к люку утонувшего аппарата, то вопрос просто в том, чтобы эту технологию использовать, – отметил он​​​. – Экипаж перейдет в спасательный аппарат, люк будет закрыт, и его поднимут".

При связи с поверхностью один из членов экипажа категорически заявил о том, что "Титан" ждет именно внешнего спасения. Поэтому весьма вероятно, что на батискафе вышла из строя система вытеснения балластной воды, предположил Михаил Фалеев, а значит самостоятельно подняться на поверхность он не может.

Страны НАТО обладают системой спасения подводных лодок NSRS (англ. NATO Submarine Rescue System), и военные спасатели уже заявили, что "готовы предложить свой опыт и рекомендации в случае необходимости".

Проект NSRS разрабатывали три страны НАТО – Франция, Норвегия и Великобритания – и сегодня при необходимости используется всеми членами Альянса. С 2008 года, когда система поступила на вооружение НАТО, NSRS базируется на военно-морской базе HM Clyde в Великобритании. Комплекс транспортируется по воздуху на грузовых самолетах к месту спасательной операции и способен работать при значительной высоте волн (до 6 метров). С момента тревоги NSRS выходит к терпящему бедствие глубоководному объекту за 72-96 часов (первые элементы системы прибывают на место за сутки). Терпящий бедствие экипаж перемещается в гипербарическую установку и только так поднимается на поверхность.

Первого успеха NSRS добилась в 2013 году, когда был проведен полный цикл спасательных операций с британской АПЛ НMS Astute, которая "застряла" под швартовыми буями (они вообще часто где-то застревают). В апреле 2015 года успех был повторен в Средиземном море, когда на дно залегла самая маленькая АПЛ в мире – французская Rubis. Однако обе эти операции проводились на глубинах менее 1000 м, которыми и ограничена работа NSRS.

Понятно, что Россию в связи с событиями последнего времени вряд ли пригласят принять участие в спасательной операции, буде она все-таки начнется. Но и российские спасательные аппараты, значительно превосходящие натовские аналоги – АС-40 "Бестер-1", а также АС-30 и АС-34 "Приз", которые могут работать в условиях повышенной задымленности, и эвакуируют до 20 человек "сухим" методом, вряд ли помогут. Они также работают на глубинах до 1000 метров.

Единственный аппарат, опускавшийся на глубину, на которой сегодня находится батискаф "Титан" – это знаменитый российский научно-исследовательский комплекс "Мир-1". В 1997 году он принимал участие документальных глубинных съемках знаменитого кэмероновского фильма "Титаник". Сегодня он, как и его собрат "Мир-2", является экспонатом музея Мирового океана в Калининграде и, как заверяют там, находится в рабочем состоянии. Аппараты хоть сейчас готовы к погрузке на "базу" – научное судно "Академик Мстислав Келдыш" – и выход в море. Но оба "Мира", способные погружаться на глубину до 6 км, не приспособлены для спасения людей... А это, увы, означает, что успех спасательной операции батискафа "Титан", пока под большим сомнением.