Тема:

"Титан" на дне 1 месяц назад

Почему Кэмерон предпочел российские аппараты "Мир"

"Похож на собранный из товаров c Amazon, управляется джойстиком от Play Station, оснащен фонариками для кемпинга". По версии британской Daily Mail, погружаться на глубину в таком аппарате, как "Титан", – то же самое, что "залезть в детский конструктор".

Американская коммерческая компания OceanGate, организовавшая погружение, называла свой "Титан", класса "Циклоп", революционным подводным аппаратом, который открывает новую эру подводных исследований.

Сделанный из легких материалов, углеволокна и титана, он единственный в мире способен доставить 5 человек на глубины до 4 километров. Предмет особой гордости компании – то, что на "Титане" спроектирована система мониторинга, которая, используя акустические и тензометрические датчики, в режиме реального времени отслеживает состояние целостности корпуса по мере того, как аппарат погружается глубже и давление усиливается.

Но очевидно: что-то пошло не так. Глубоководные погружения всегда связаны с немалым риском. Это и огромное давление, и агрессивная среда, и ограниченная видимость, из-за чего аппарат может зацепиться за препятствие и застрять на глубине, говорит исследователь мирового океана, осуществивший сотни погружений, герой России Анатолий Сагалевич.

"Аппарат молчит, и то, что он не всплыл, это о многом говорит. Потому, что если даже там что-то случилось и люди живы, то они дали бы о себе знать. Здесь прошли почти сутки, и вообще никаких сигналов. Это говорит о том, что случилось что-то нехорошее", – считает Сагалевич.

Именно помехи при всплытии глава американской компании OceanGate Стоктон Раш называл в числе основных потенциальных угроз каждой такой миссии. На таких глубинах, как в космосе, должен быть просчитан максимум рисков. Неслучайно уникальные российские глубоководные "Мир-1" и "Мир-2" часто работали парами.

"У нас были 2 аппарата. Мы могли помогать друг другу. Мне приходилось помогать самому себе: я поставил резак и дополнительное оборудование, которое у нас предусмотрено. Это резак, которым можно было рубить кабель толщиной 15 миллиметров, любой трос, медные провода", – говорит пилот глубоководных аппаратов Евгений Черняев.

Конкурируя с США, Францией, Японией, Россия по глубоководным исследованиям еще с советских времен – на передовых позициях. Погружались на дно озера Байкал, на дно морей и океанов, включая Северный ледовитый. В 2007 году на глубине свыше 4 километров с помощью аппаратов "Мир" установили российский флаг.

Это первое в истории погружение позволило провести исследование и доказать, что внушительная часть арктического шельфа, который скрывает почти четверть мировых запасов нефти и газа, – продолжение российской части Евразии. И неслучайно, несмотря на наличие у США технологий глубоководного бурения, американский кинорежиссер Джеймс Кэмерон обращался за помощью именно к российским специалистам.

На аппаратах "Мир" перед съемками "Титаника" Кэмерон погружался к обломкам легендарного судна, а затем снял еще несколько научных картин.

"Мой друг ученый Анатолий Сагалевич как-то сказал мне: "Джим, нужно снимать что-то реальное, что интересно людям. Я посмотрел их подводные съемки, и с тех пор мы работаем вместе", – рассказывает Кэмерон.

"Я ему тогда сказал: "Знаешь, Джим, мир устал от голливудских фильмов, от насилия, от крови. Покажи жизнь, покажи, как люди плыли через Атлантику. И, конечно, в центре фильма должна быть любовь", – вспоминает Сагалевич.

"Миры" участвовали в кастинге глубоководных аппаратов и для других фильмов и неизменно побеждали.

Сейчас долгие годы аппараты стоят в ожидании новых научных миссий в Калининграде.

Сегодня батискафы, на счету которых тысяча погружений и сотни открытий, прописались в Калининграде. "Мир-1" находится в экспозиции Музея Мирового океана, "Мир-2" стоит в ангаре, на окраине Калининграда.

Инженеры поддерживают работу их систем – каждый месяц забираются внутрь корпуса, в сферу, где размещаются гидронавты, чтобы провести техобслуживание.

Вот через эти иллюминаторы человек впервые увидел реальные обломки "Титаника" и точку географического Северного полюса. Это акриловые стекла, которые могут выдержать большое давление воды.

Прочные корпуса батискафов покрыты особым стеклопластиком – они могут доставить человека на огромную глубину в 6 тысяч метров.

Каждый аппарат оснащен двумя манипуляторами – вот такими механическими руками, которые, благодаря особой гидравлической системе, позволяют поднять со дна любой, даже мелкий и хрупкий, предмет. Например, фарфоровую тарелку с борта "Титаника". Уникальные технологии до сих пор не удалось превзойти.

Сегодня активно развиваются и глубоководные дроны. 3 года назад российский "Витязь-Д" стал первым в мире автономным беспилотным аппаратом, который погрузился на дно Марианской впадины – на глубину более 10 километров.

Аппарат может выдерживать давление до тысячи атмосфер и способен погрузиться и еще глубже – до 12 километров. Туда, где ни одна страна в мире еще не проводила полноценные исследования.